Главное:
Третья биржа государства Российского

Третья биржа государства Российского

Наш Петров лучше Росси!
С новой биржей всё понятно, в ней разместил свои экспозиции и фонды историко-архитектурный музей. А вот расположенная в двух шагах старая биржа заперта и безмолвна.
А ведь она – как бы «мама» новой биржи, та и построена была лишь потому, что торговля в Рыбинске набирала обороты, и зал старой биржи уже не вмещал заключавших сделки купцов. Среди знатоков, эстетов от архитектуры, даже бытует мнение, что старая Рыбинская биржа как образец истинного классицизма очень красива, а новая, хотя и эффектна, на её фоне выглядит несколько театрально.
Заместитель директора Рыбинского историко-архитектурного музея-заповедника Сергей Овсянников не склонен критиковать и новую биржу. А о старой рассказывает, словно поэму читает:
– Здание старой биржи уникально, это историческая ценность и для рыбинцев, и для всей страны. Памятник очень яркий, он не потерялся бы на улицах не только Рыбинска, но и Петербурга или Москвы. Прекрасный, строгий и гордый классицизм! У всех, кто посещал Рыбинск в начале прошлого века, восторг вызывали именно собор и старая биржа.
Может быть, музейный работник оценивает биржу как архитектурный шедевр из-за преувеличенного профессионального энтузиазма? Нет, его слова подтверждает история. 
Здание старой Рыбинской биржи – единственная сохранившаяся работа губернского архитектора Герасима Варфоломеевича Петрова. Проектом интересовались многие. Наместник Тверского наместничества (в то время входившего в состав Ярославской губернии) принц Ольденбургский прислал в Рыбинск «биржу посмотреть» своего личного архитектора. Молодого гостя звали Карл Иванович Росси. Построенные чуть позже по проектам Росси здания создали львиную долю славы самого Санкт-Петербурга, но горяч, ярок и талантлив он был уже и на момент визита в Рыбинск.
Росси так «загорелся» Рыбинской биржей, что заспорил с Петровым, предложил ряд переделок и не поленился детально разработать альтернативный проект. Но проект Петрова победил. Сегодня может показаться, что жители провинциального городка повели себя слишком гордо, предпочтя местного архитектора заграничному. Однако это не так. Рыбинск вовсе не был «провинциальным городком»!
Третья в державе
Решение о строительстве биржи именно в Рыбинске было принято в начале XIX века, когда настала пора вводить стихийную русскую торговлю в цивилизованные рамки. Предложение поступило «с самых верхов», от господина управляющего конторой водных коммуникаций всей Волги.
Биржи в государстве Российском в то время можно было перечесть по пальцам одной руки. Питерская, построенная в начале XVIII века неистовым реформатором Петром I; возведённая почти через столетие Архангельская и Варшавская. Если исключить из списка Варшаву (поскольку единство России и Польши осталось в прошлом), то Рыбинская биржа стала первой на Волге и третьей по счёту в Российской империи! Ценили, однако, Рыбинск…
Это сейчас Волга в Рыбинске пустая, а тогда (ещё не было Волгобалта и прочих каналов) здесь скапливалось множество караванов с хлебом, торговля шла грандиозная.
Тогдашние купцы привыкли заключать многотысячные сделки в кабаках, «за рюмкой чая», давно пора было прекращать это безобразие и интегрироваться в цивилизацию. Здание биржи строили с 1806 по 1811 год неторопливо, но исключительно качест­венно. Примечательно, что хотя и столица помогала деньгами, и купцы вложили кое-что, но львиную долю расходов взяла на себя городская казна, богатый был город. И потому биржа стала не просто местной достопримечательностью, но и подарком города державе. Правда, купцы, пока могли, саботировали работу биржи – им не хотелось регистрировать сделки, заполнять кучу бумаг да ещё платить за это пошлину…
Однако указ Николая I (в отличие от указов менее волевого Александра I) дал старт реальной биржевой торговле, и со второй половины XIX века Рыбинская биржа играет громадную роль в российской экономике, становится настоящей вершительницей судеб. Именно в ныне пустом и тихом зале старой биржи устанавливались цены на хлеб на всей Верхней Волге в течение полувека. Рыбинская биржа стала мощным купеческим «профсоюзом». Мест­ные купцы запросто могли не только с забастовавшими грузчиками договориться, но даже и пролоббировать высочайшее решение о модернизации всей Мариин­ской водной системы от Рыбинска до Петербурга.
Этот дорогостоящий масштабный проект был осуществлён «с подачи» рыбинцев в конце XIX века, именно тогда по северному течению матушки Волги стали ходить серьёзные большегрузные суда. Это было незадолго перед Октябрьской революцией.
Угасание и возрождение
Пролетарская власть отдала старую биржу под рабочий клуб. После Великой Отечественной ценность здания и его место в архитектурном облике города осознали поглубже и в бывшей бирже разместили речной вокзал, для волжского города учреждение не из последних.
Но, хотя биржу строили отменно качественно, нет ничего вечного под луной – в конце 80-х здание закрыли на реставрацию. Везде, в том числе и в Москве, уже считали Рыбинскую биржу исторической ценностью и народным достоянием – здание имело статус памятника сначала всесоюзного, а затем федерального значения. Логично, что дальнейшее будущее старой биржи связывали с музеем.
Но чтобы открывать в бывшем торговом зале выставки, надо бы обветшавший памятник отреставрировать, а этот процесс затянулся.
– Планы были замечательные, – говорит Сергей Овсянников. – Мы надеялись, что лет через пять, в крайнем случае десять… Сейчас пошёл двадцать первый год ожидания. За эти годы поменялось несколько вариантов использования здания. Исходя из его величественного европей­ского облика сначала решили создать здесь музей зарубежного искусства, фондов хватает. Сотрудник, которого мы пригласили на работу специально под эту тему, уже на пенсии.
В 2000 году возникла идея музея «Рыбинск купеческий». Через пять появился синтетический, обобщающий проект – музей Волги. Мечта о таком музее витает в воздухе по всему Поволжью, но нигде не реализована. Представьте модели кораблей, можно даже в натуральную величину, зал это позволяет. Можно даже оборудовать модель силомером, чтобы посетитель мог потянуть, почувствовать себя бурлаком. Традиции волжского судоход­ства, торговли, отдел природы с показом рыб… Идея была красивая, но как раз в 2005 году и пришли последние федеральные деньги на реставрацию. В 2006-м немного помогла область, и на эти последние средства зданию биржи придали более или менее пристойный вид.
«Воз» не совсем «и ныне там» – в здании сделали перекрытия, крышу, кажется, не один раз перекрывали. Столетие музея отмечать хотелось бы на волне новых побед. Но с 2006-го денег нет.
– Письма писали всякие, запутывались во время пресловутого разделения полномочий города и района. Каждый год, как по режиму, делается заявка на федеральное финансирование, сделана она и в этом году. Но пока что просим впустую, и надежды появились только с приходом нового мэра, – говорит директор музея. – Мы понимаем, что городская казна небогата, но здание жалко. Тем более, что уже пришло время для ремонта зала картинной галереи в музее – единственном государ­ственном в Рыбинске. Галерея у нас великолепная, коллеги из Ярославского художественного музея не обидятся, если я скажу, что она у нас не хуже: Айвазовский, Шишкин, Зинаида Серебрякова, Кончаловский, одна работа Рериха… Картины хотелось бы перевести в отреставрированный зал старой биржи, когда таковой появится. А в дальнейшем я бы и от музея Волги не отказывался…   
Трудно быть федеральным памятником
Как видят проблему старой биржи специалисты? Генеральный подрядчик восстановительных работ – фирма ООО «Мастер-Р». Максим Иванов работает её директором с 1993 года.
– Реставрационные работы шли лет пять ещё до моего назначения, – говорит Максим Олегович. – Основные 70 процентов общего объёма уже выполнены. Мы заменили системы перекрытий, стропила, очистили подвалы, фасад осталось только расколеровать. Чтобы открыть старую биржу в её первозданном виде, предстоит возвести две пристройки и выполнить внутренние отделочные работы. Уже освоено около 30 миллионов, но требуется ещё примерно 40, а работа застопорилась – последние акты мы сдали в ноябре прошлого года.
В планах области реставрация нашей биржи фигурирует из года в год, но грядёт 1000-летие Ярославля, и сложно ожидать выделения денег на нужды Рыбинска. Усложняет проблему и то, что биржа – памятник федерального значения, и по закону деньги на неё тратиться тоже должны федеральные, но их что-то пока не видно.
Логика дальнейшего развития событий проста. Некогда богатый и гордый город просто обязан вернуть один из символов своего величия, именно с этого может начаться процесс возрождения. Сложность вопроса такова, что решить его может только умная и сильная местная власть путём переговоров, изыскания резервов, нетрадиционных ходов… да мало ли у профессионалов методов? Первый шаг сделан: задача ускорить затянувшуюся реставрацию поставлена именно городской администрацией. И это обнадёживает.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2z5g/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость