Главное:

Битва за чистый воздух

26 мая нынешнего года в Шуе открылся самый крупный в России завод по производ­ству деревоплиты «Эггер­древпродукт», принадлежащий австрийской компании «Эггер». Вместе с Ярославской Ивановская область была в числе 12 регионов, где ав­стрийцы проводили разведку на предмет размещения своего производства, и в итоге все­таки остановились на этом регионе. Компания «Эггер» уже имеет ряд предприятий в странах Европы – в Австрии, Германии, во Франции, Великобритании и Румынии. Братья Эггеры – держатели семейного бизнеса – выкупили заброшенные производственные цеха, где в начале 90­х годов планировали открыть предприятие по производству ивановских автомобилей. Была разработана и модель – вездеход с пластиковым кузовом. Но перестройка нарушила планы – завод так и не открылся, новенькие цеха оказались заброшенными. Вот эта­то производственная база и приглянулась австрийским инвесторам.

На торжественной церемонии открытия присутствовали высокопоставленные гости – губернатор Ивановской области Михаил Мень с замами, спикер областной Думы Андрей Назаров, главный федеральный инспектор в Ивановской области Валерий Можжухин, мэр Шуи Александр Маслов, владелец компании Михаэль Эггер, глава департамента промышленности Минпромэнерго Федор Передерий.

Правда, мероприятие пришлось задержать на полтора часа – за это время милиция очистила улицы от пикетчиков, протестующих против открытия в городе нового завода. Заместитель председателя «Шуйского экологического союза» Борис Борзых, один из активистов «антиэггеровского» движения, несколько часов провел в местном отделении милиции. Там держали до тех пор, пока все почетные гости не проехали на завод.

Милиция разбиралась с недовольными, а на «Эггере» торжественно перерезали ленточку. Несмотря на то, что иностранное предприятие зарегистрировано в Москве, а не в Шуе, а значит, туда и идут основные отчисления, австрий­ские инвесторы были приняты областными властями с распростертыми объятиями – им предоставили налоговые льготы на восемь лет, безлимитное газоснабжение. Губернатор Михаил Мень рассказал о том, какую пользу город и область получат от нового предприятия, о том, как компания «Эггер» будет заботиться об окружающей среде, внедряя для этого новейшие технологии на своем производстве.

Говорили много, но, конечно, ни слова о том противостоянии, которое возникло у руководства «Эггера» с местными жителями. Хотя еще месяц назад судьба завода решалась в Ивановском арбитражном суде, куда обратились жители Шуи с требованием отменить положительное заключение государственной экологической экспертизы и запретить работу «Эггера» в Шуе.

– Когда мы остановили наш выбор на Ивановской области, не ожидали, что встретим такое активное противостояние, – признался генеральный директор «Эггер­древпродукт» Максим Хохлов, – конечно, мы недооценили тот фактор, что Ивановская область на лидирующих позициях в России по статистике онкозаболеваний и жители остро реагируют на все вопросы, связанные с загрязнением атмосферы.

Как показывает статистика, в 2005 году больных раком в Ивановской области было 23625 человек, то есть два процента всех жителей, при этом 32 процента от числа всех больных составляют люди трудоспособного возраста. Это второй показатель в России после Нижнего Новгорода.

«Производство ДСП связано с выбросами в атмосферу вредных веществ, – рассказывает активист «антиэггеровского» движения Борис Борзых, – при этом основными загрязнителями являются формальдегид, диоксид азота, оксид углерода, древесная и шлифовальная пыль, которые непо­средственно влияют на образование раковых клеток, вызывают аллергию и заболевания органов дыхания. Предприятие «Эггер», построенное в Шуе, выбрасывает в атмосферу именно эти загрязнители. Сейчас мощность предприятия 250 тысяч кубометров в год, далее планируется строительство еще шести производственных очередей. Мы считаем, что «Эггер» представляет реальную экологическую угрозу для города».

Согласно данным Ярославского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, проводившего замеры в Шуе, фоновая концен­трация формальдегида в воздухе города на июнь 2005 года составляла 0,013 мг на кубический метр при допустимой норме 0,035, диоксид азота – 0,083 при норме 0,085, оксида углерода – 4 мг на кубический метр при норме 5. То есть все показатели вредных веществ до строительства завода были приближены к ПДК. Не случайно в заключении экспертизы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва) от 8 апреля 2005 г. по поводу проекта первой очереди завода «Эггер» делался вывод, что строительство и эксплуатация завода по производству древесных материалов в городе Шуя Ивановской области невозможны.

Причем за отрицательное заключение проголосовали единогласно все тринадцать экспертов. Среди замечаний, сделанных ими, – отсутствие надлежащей очистки отходов газовых выбросов, нарушение установленной процедуры оценки воздействия предприятия на природную среду, несоблюдение ряда статей природоохранного законодатель­ства РФ, неправильная утилизация отходов производства.

– К сожалению, австрий­ские инвесторы начали свою деятельность в России с нарушения закона, – комментирует ситуацию природоохранный прокурор Ивановской области Валерий Захарович Крачнаков, – едва оформив отвод земельного участка, они приступили к строительству цехов, не получив необходимых согласований. Первоначальный проект, по которому они строили предприятие, не прошел государственную экспертизу. Мы попытались остановить незаконное строительство, подав в суд иск на «Эггер», но руководство завода стало затягивать процесс, используя различные формальные предлоги. Сначала у представителя предприятия Томаса Олсона закончилась виза, и процесс отложили, затем иностранный проектировщик от фирмы «Ассманн» заявил, что он не владеет русским языком и не может выступать в суде. В общем, мы ждали суда целый год. А когда он, наконец­то, состоялся, завод был уже выстроен.

С приемкой завода тоже возникли проблемы. Инспектор ОГЭН Ростехнадзора по Ивановской области Любовь Клюшкина отказалась подписывать акт госприемки, сославшись на целый перечень значительных нарушений, с которыми предприятие функционировать не может. Среди претензий – отсутствие контроля за выбросами в воздух, почву и воду, наличие на территории предприятия несанкционированных свалок отходов и так далее. Инспектор предложила перенести приемку предприятия на более поздний срок, чтобы руководство завода успело устранить все имеющиеся нарушения, однако... акт о приемке все­таки был подписан 24 апреля, другим инспектором.

К тому времени на руках у руководства «Эггера» уже было положительное заключение экологической экспертизы. «Шуйский экологический союз» пытался оспорить данную экспертизу, ссылаясь на отсутствие общественных обсуждений проекта предприятия, и поставил под сомнение правильность замеров, указанных в ней, однако Ивановский арбитражный суд признал экспертизу действительной и отказал в приостановке деятельности завода и финансирования проекта.

В сентябре 2004 года в Шуе прошел референдум о возможности строительства в городе австрийского завода по производству ДСП. Несмотря на то, что 78,1 процента участвовавших в референдуме шуян проголосовало против предприятия, он был признан несостоявшимся, так как не было 50 процентов явки.

«Случайно или нет, но накануне референдума в городе отмечался юбилей завода «Шуйская водка», – рассказывает Борис Борзых, – мероприятие проходило с большим размахом – с привлечением известных музыкальных и танцевальных коллективов, с бесплатной раздачей водки. Думаю, что довольно значительная часть населения города на следующий день просто не в состоянии была прийти на референдум».

– На повторную экспертизу руководство «Эггер­древпродукт» представило уже другие данные, – говорит природоохранный прокурор Ивановской области Валерий Крачнаков. – Вместо реальных замеров, которые проводил Ярославский ЦГМС, были поданы усредненные данные, представленные Ивановским ЦГМС. Поэтому они смогли получить положительное заключение.

Один из вопросов, который поставили эксперты перед руководством «Эггера», – это источники сырья для производства ДСП. Ивановская область – это не Вологодчина и не Архангельский край. Здесь нет таких обширных лесных массивов, чтобы обеспечить сырьем самое крупное в России предприятие по производству древплиты. Исторически в этих местах из­за отсутствия сырья никогда не строились предприятия деревопереработки.

По расчетам, для производства 2,2 млн. кубометров древесных плит в год «Эггеру» потребуется порядка 3,5 млн. кубометров сырья. Это почти в 3 раза превышает расчетную лесосеку всей Ивановской области (1,24 млн. кубометров в год). С учетом того, что расчетную лесосеку экономически рентабельно вырубать всего на 20 – 30 процентов, нужно 10 – 15 таких областей, как Ивановская, чтобы насытить аппетиты «Эггера». По рассказам местных жителей, уже сейчас в деревнях Ивановской области дрова становятся дефицитом, а леса лысеют прямо на глазах. Все эти факторы почему­то выпали из поля зрения суда.

– Я не могу комментировать это судебное решение, – продолжает Валерий Крачнаков. – В данном случае в руках у Фемиды весы, на одну чашу которых положено здоровье жителей Ивановской области, а на другую – 70 млн. евро, вложенных инвесторами в это производство.

Генеральный директор «Эггера» Максим Хохлов объяснил, что все дело в различии в законодательствах России и Европы: «В Европе, – объясняет гендиректор, – можно вести согласования и стройку параллельно, внося необходимые изменения в проект по ходу строительства. В России это не допускается. Также и нормы по вредным веществам в России значительно жестче, чем на Западе. Но в итоге мы все­таки сумели в них вписаться, хотя и впритык». Максим Хохлов считает, что противостояние «Эггеру» – это не добрая воля шуян и сотрудников правоохранительных органов, а организованная кем­то акция. Кем – остается только предполагать. То ли депутатами, которые зарабатывают на этом политический капитал, то ли ивановской «лесной мафией», то ли заводами­конкурентами.

Апелляционный суд, состоявшийся 10 июля в Кирове, не нашел нарушений в работе предприятия «Эггер» и отклонил иск шуян. Однако активисты из «Шуйского экологического союза» не собираются сдаваться и намерены отстаивать свою правоту в кассационной инстанции. «Мы отстаиваем право наших детей и внуков на чистый воздух, на жизнь без болезней. Мы хотим остановить дальнейшее расширение строительства завода, что входит в планы руководства «Эггера», – объясняет свою позицию Борис Борзых.

Так что битва за чистый воздух в Шуе продолжается.

Между тем сторонники антиэггеровского движения уже понесли потери – 6 июня ушел из жизни инициатор движения против строительства в Шуе предприятия «Эггер», депутат Шуйской городской думы Сергей Роготов. Диагноз – рак желудка.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n34rt/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость