«НИИШИНМАШУ» – 45

45 лет назад, когда в Ярославле создавался Всесоюзный научно­исследовательский, конструкторский институт по оборудованию для шинной промышленности, даже самые продвинутые из его ведущих специалистов в мечтах своих не могли представить себе создание станков и агрегатов без тщательной, с бесчисленными переделками работы с чертежами.

В 1958 году прошел пленум ЦК КПСС, рассмотревший вопрос «Об ускорении развития химической промышленности». В результате этого осенью 1961 года в нашем городе был организован конструкторско­технологический институт по оборудованию для переработки пластмасс, каучуков и резины при ВСНХ СССР. В 1963 году он был преобразован во Всесоюзный научно­исследовательский и конструкторский институт по оборудованию для шинной промышленности и арендовал помещение в здании на Малой Пролетарской улице. Опытные образцы приходилось изготовлять на машиностроительных заводах отрасли, руководители которых во главу угла ставили план по выпуску серийной продукции.

– В 1964 году, когда я начал работать в институте, – рассказывает председатель совета директоров «НИИШИНМАШа», исполнительный директор Ярославского завода опытных машин Александр Лузин, – по нашим разработкам на заводах изготовлялось всего от трех до пяти опытных образцов оборудования в год, хотя портфель заказов был значительно больше. Средний срок создания и внедрения оборудования составлял от четырех с половиной до пяти лет. В 1965 году институт переехал во вновь построенное здание на проспекте Ленина. Далее руководство института и ВО «Резинопластмаш» вышли с предложением о строительстве производственно­лабораторного корпуса, где бы мы получили возможность воплощать наши замыслы в металле.

В 1970 году для ускорения внедрения разработок института в промышленность в Полушкиной роще был построен и пущен в строй завод опытных машин – «ЯрЗОМ», задачей котoрого было изготовление опытных образцов нового оборудования, а также экспериментальных узлов и механизмов, необходимых для проведения научно­исследовательских и опытно­конструкторских работ. Это позволило существенно сократить сроки от начала проектирования оборудования до запуска его в серийное производство.

– За 45 лет работы, – продолжил исторический экскурс генеральный директор ОАО «НИИШИНМАШ», ОАО «ЯрЗОМ» Владимир Ларионов, – институт внедрил более 600 наименований оборудования, постоянно совершенствуя ранее выпущенные образцы. Им оснащены практически все российские шинные заводы и предприятия ближнего зарубежья. Накопленный опыт позволил институту перейти от разработки индивидуальных станков к созданию агрегатов, поточно­механизированных линий, оснащенных автооператорами и промышленными роботами, гибких автоматизированных систем для сборки покрышек. Создана и успешно эксплуатируется на ряде заводов целая серия высокоавтоматизированных, отвечающих современным требованиям машин и устройств.

Начавшаяся в 1985 году перестройка стала серьезным испытанием для отраслевых институтов. Распадалась система госзаказов, предприятия сами стали определять, что из нового оборудования им стоит приобрести и в каком количестве. А с началом экономического спада многие из научных и конструкторских учреждений оказались на грани выживания или просто перестали существовать.

– В отличие от большин­ства наших коллег перестройку институт и завод пережили относительно благополучно именно потому, что работали в одной упряжке, хотя юридически это были разные предприятия, – вспоминает Александр Лузин. – Шинные заводы, стараясь удовлетворить требования рынка, расширили номенклатуру изделий. Машиностроительные предприятия с поточной технологией тяжело и болезненно перестраивались, а наш завод опытных машин, обладая универсальным оборудованием, универсальной технологией и станочниками­универсалами высочайшей квалификации, быстро перестроился, имея опыт изготовления единичных заказов, небольших партий станков и агрегатов, что потребовало в свою очередь разработки и создания нового оборудования для производства, да и то оборудование, которое институт и завод изготовляли раньше, требовало модернизации, насыщения автоматикой, электроникой, новыми пневматическими и гидравлическими приводами. Поэтому разработки института и новые машины ЗОМа были все время востребованными.

Рыночная экономика внесла в работу института много нового. Время от замысла конструктора до готового к отправке заказчику оборудования сократилось до минимума. Причем готовность к работе изготовленной техники такова, что заказчики сами осуществляют запуск станков в производство. Спрос на продукцию двух предприятий, связанных в один научно­производственный и конструкторский комплекс, постоянно растет.

– В настоящее время выполняется ряд больших заказов, – подводит итог генеральный директор. – Готовим оборудование для Ярославского шинного завода, Волжского (Волтайр), Белоцерковского (ОАО «Росава»), украинского завода сверхкрупногабаритных шин в Днепропетровске. Все это крупнейшие потребители нашего оборудования. Готовим заказ для Кировского шинного завода.

Помимо основной специализации институт и завод работают над освоением новых направлений деятельности. В част­ности, выполняем задачу большой экологической важности – создаем оборудование для переработки изношенных шин.

Наши станки и машины получили признание у шинников. Они отмечают, что наше качество изготовления значительно выше, чем на род­ственных предприятиях. Подтверждение тому – международный сертификат качества ИСО 9000, который мы получили в 2004 году.

Растет и квалификация персонала института и завода. Ядро коллектива – наши ветераны, работающие у нас по 40 – 30 лет. Это коммерческий директор Валентин Шлёнский, главный конструктор Владимир Галочкин, конструктор Эро Лайдинен, начальник экспериментального участка Сергей Клепнев, ведущие конструкторы Любовь Фролова, Владимир Меньшиков, начальник отдела Татьяна Веселова. Следует также отметить работников завода, в том числе начальника механического участка Игоря Коровина, инженера­технолога Светлану Маркову, токаря­расточника Юрия Птицына, фрезеровщика Евгения Постнова, токаря Николая Покров­ского, лучшего электромонтажника Евгения Ганжуру, слесаря­сборщика Валерия Опекушина, слесаря­инструментальщика Михаила Тихонова.

Хочется сказать им большое спасибо за то, что в самые трудные для института годы они сохранили верность своему коллективу и сейчас подают пример молодым специалистам.

Для закрепления кадров и привлечения лучших молодых работников в институте и на заводе опытных машин создан целый комплекс социальных льгот. У профессионалов здесь зарплата выше, чем у таких же специалистов в среднем по городу. Для своих работников, членов их семей предприятия организуют поездки, экскурсии, оплачивают девяносто процентов стоимости путевок в пансионаты, санатории и дет­ские оздоровительные лагеря. Люди здесь уверены, что при возникновении в их жизни тяжелых обстоятельств им помогут на работе, они чувствуют себя защищенными.

В свой сорокапятилетний юбилей институт и завод вступают как обновленный, сплоченный, успешно развивающийся научно­производственный комплекс.

* * *

В канун нашего профессионального праздника – Дня машиностроителя я хотел бы поздравить весь коллектив завода, поблагодарить за добросовестную работу, пожелать новых успехов в создании современного оборудования, благополучия семьям, процветания нашему предприятию. Хочу поздравить с праздником и всех наших коллег – ярославских машиностроителей.

Исполнительный директор ОАО «ЯрЗОМ», председатель совета директоров ОАО «НИИШИНМАШ» Александр ЛУЗИН.

* * *

Сердечно поздравляю с юбилеем и Днем машиностроителя коллектив института и завода опытных машин. Вашими умелыми руками создается новая техника для новой, возрождающейся России. Высоко оцениваю ваш труд. Искренне желаю всем вам счастья в жизни, успехов в работе, достатка и оптимизма. Доброго вам и вашим близким здоровья!

Генеральный директор ОАО «НИИШИНМАШ»,

ОАО «ЯрЗОМ» Владимир ЛАРИОНОВ.




* * *
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber