Главное:
У рынка не должно быть границ

У рынка не должно быть границ

– Валентина Валерьяновна, вы возглавляете комитет, призванный контролировать процессы ценообразования в Ярославской области. Как ваша служба оценивает, извините за каламбур, сегодняшнюю ситуацию на продовольственном рынке?

– Наш комитет еженедельно проводит мониторинг цен на основные продукты питания, реализуемые на территории области. Действительно, их стоимость с начала года повысилась. Так, цена минимального набора продуктов только в январе поднялась на 7 процентов. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в нашей области составляет сейчас 102,8 процента, что сопоставимо с соседними регионами – Ивановской, Владимирской и Вологодской областями. Выше этот показатель в Нижегородской области – 103,6, самый низкий в Тверской – 101,9. Другими словами, ярославцы покупают продукты практически по тем же ценам, что и другие жители Центрального федерального округа.

– Скажите, возможно ли этот индекс снизить или хотя бы стабилизировать его уровень?

– Для этого у нас есть два пути: постараться максимально насытить рынок товарами местных производителей и оказать им такую поддержку, чтобы цены на их продукцию были конкурентоспособными. Понятно, что многие товары придётся ввозить как и прежде, например, сахар, растительное масло, фрукты, ранние овощи. При этом ассортимент привозной продукции должен быть широким, тогда доступнее станут и цены.

– А ведь были времена, когда власти ставили собст-венные «таможенные» барьеры на ввоз продуктов из других регионов…

– … что неизменно кончалось одним – монополизацией торговли, ускоренным ростом цен. Нет, запреты ни к чему хорошему не приведут, рынок сам должен регулировать цены в зависимости от спроса и предложения. Власти же обязаны помочь торговле обеспечить рыночное изобилие, широкую доступность и качество товаров. Главное – не допустить дефицита. Помните, как года три назад с прилавков исчезла соль? Недавно я была в одном сельском магазине и обратила внимание, что среди товаров её нет. Продавец объяснила это полным отсутствием спроса у населения. Продукт первой необходимости скупали мешками, в итоге запаслись впрок на много лет вперёд.

– Но как власти могут при рыночных отношениях способствовать обеспечению товарного изобилия?

– Рычагов для этого есть немало, особенно при работе с местными производителями продуктов питания. В этом направлении у нас накоплен хороший опыт и проводится постоянная работа, причём не только с крупными сетевыми компаниями, но и с органами местного самоуправления. Сообща создаём удобные торговые площадки, привлекаем сельхозпроизводителей и фермеров к проведению ярмарок выходного дня. Всего на территории Ярославской области функционируют свыше 80 ярмарок на 2,3 тысячи торговых мест и 42 розничных рынка. Большую популярность у населения получила торговля разливным молоком напрямую от производителя. Этот продукт на 30 – 40 процентов дешевле да и по качеству несравним с тем, что продаётся в фасованном виде.

Для нас важно, что потребитель сам выбирает, какой товар ему лучше и выгоднее покупать. Замечательно, что он делает выбор в пользу ярославских товаропроизводителей, доля которых в общем объёме реализуемой продукции только по итогам прошлого года выросла на 20 процентов.

– Можете ли вы назвать, какие местные продукты пользуются наибольшим спросом?

– Традиционно это хлебобулочные изделия, яйцо, молочная и мясная продукция, овощи и картофель. Правда, прошлой осенью не обошлось без проблем с обеспечением картофелем и овощами, но это было связано с неурожаем. Недобор восполняется поставками из Белоруссии, Воронеж-ской области и других регионов.

– Сейчас на овощных рынках можно увидеть картошку даже из Израиля!

– Это лишний раз доказывает, что изобилия товаров можно добиться, если у потребительского рынка не будет границ. А для власти очень важно, чтобы не только в городе, но и в отдалённых, труднодоступных сельских населённых пунктах не прекращалась торговля товарами первой необходимости. С этой целью и для устранения диспропорции в размещении торговой сети в нашей области реализуется программа поддержки потребительского рынка на селе на 2009 – 2011 годы. В рамках этой программы бюджетам муниципальных районов предоставлены субсидии на сумму свыше 5,5 млн. рублей для возмещения части затрат по доставке товаров в более чем тысячу отдалённых пунктов.

В последние годы у нас заметно активизировалась роль торговых структур в реализации социальной политики областного правительства в сфере потребительского рынка. Сейчас в области функционируют около 50 социальных магазинов, где определённый перечень продуктов реализуется с торговой наценкой не более 10 процентов. Число таких торговых точек растёт, чему способствуют рекомендации, разработанные для органов местного самоуправления по усилению социальной ориентации торговли.

– Валентина Валерьяновна, как вы относитесь к идее государственного регулирования цен?

– Моё мнение однозначное – никакого прямого регулирования быть не может. Мы должны понимать, что ни торговля, ни тем более производители продукции себе в убыток работать просто не смогут, потому что разорятся и станут банкротами. Сегодня на областном потребительском рынке функционирует свыше 10,5 тысячи стационарных торговых точек общей площадью более миллиона квадратных метров, в том числе 5,8 тысячи магазинов, 700 павильонов, 97 торговых комплексов и 957 торговых центров, свыше двух десятков торговых домов. Представьте, что произойдёт, если завтра им продиктуют цены, по которым они должны продавать товары!

Суммарная обеспеченность торговыми площадями в нашей области составляет 820 квадратных метров на тысячу жителей, или на 77 процентов выше нормативного стандарта. В Ярославле, к примеру, этот норматив превышен более чем в два раза. Но если бы площадок для торговли было меньше, это неизбежно привело бы к монополии на товары и росту цен. Рыночная аксиома – чем больше разных форм торговли и шире ассортимент, тем должно быть выгоднее для покупателя. Этого мы и добиваемся. У нас по продуктам питания создано товарных запасов почти на месяц бесперебойной торговли. Главное, что пустых прилавков на территории области нет и, надеюсь, никогда не будет.

– Выбор товаров дейст-вительно широкий, и любой покупатель, не забывший пустых прилавков, это подтвердит. Скажите, а как вы сами выбираете продукты питания для своей семьи?

– Наверно, по такому же принципу, как и все ярославцы – отдаю предпочтение местным производителям. Мы их отлично знаем и с уважением относимся к их нелёгкому труду. Из обилия хлебобулочных изделий я чаще выбираю чёрный хлеб, который выпекается по старинным технологиям и содержит все необходимые для организма сбалансированные микро- и макроэлементы. Из мясных продуктов стараюсь брать не замороженное, а парное или охлаждённое мясо, свежую птицу. Неизменным спросом в нашей семье пользуются овощи, выращенные на ярославской земле. Мы к ним привыкли, они выращены в северной зоне земледелия и максимально полезны для здоровья.

Сейчас время Великого поста, и покупатели проявляют особую щепетильность при потреблении продуктов питания. Имея широкий выбор, люди сами отлично разберутся, чем им поститься: квашеной капустой или заморскими ананасами. 6 апреля в Ярославле планируется провести традиционный фестиваль русской постной кухни, где будет представлена продукция около ста различных организаций и монастырей. Пользуясь случаем, хочу пригласить читателей «Северного края» на этот замечательный праздник!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2xb7/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость