Главное:
Электролаб
-

Пока жива гармонь

ДК имени Добрынина вот уже 12 лет становится главной площадкой в городе для проведения этого праздника. Почему именно он? Да потому, что бывший глава администрации Ленинского района В. А. Репкин так любит этот инструмент, что и сам раньше не стеснялся выйти с ним на сцену. Сначала просто поддержал ярославских гармонистов, которые с 1983 года собирались в клубе «Гигант», а потом решил устроить красивый и большой районный праздник, достойный этого удивительного инструмента. Получилось не только на весь район, а на всю область.

У праздника есть ещё один большой поклонник – мэр города. «Снова замерло всё до рассвета», – запел он вместо приветствия на открытии – к удивлению и радости зрителей. «Диву даёшься, сколько у нас талантов», – сказал Виктор Волончунас, открывая фестиваль «Играй, гармонь». И таланты, взяв в руки свои гармони, сыграли и спели от души всё, что умели.

А умеют они немало – у большинства стаж игры на гармони почти совпадает с их преклонным возрастом. И в творческих биографиях ярославских гармонистов много общего.

Виталий Васильевич Боданин по профессии – инженер-механик. Родился он под Костромой, в большой семье. Все его четыре сестры пели, с ними он и попал на сцену сельского клуба лет в пять. Тогда и гармонь впервые в руки взял. Как заиграл – запел, так до сих пор и не останавливается. «Гармонь ближе к нашему быту, с ней просто – в любой ситуации выручит. Она веселей любого инструмента, всё собой заменит. И её быстрее осваивают», – перечисляет он неоспоримые достоинства любимого инструмента. На праздник Виталий Васильевич приехал вместе с ростов­ским ансамблем «Зарянка». Рядом с ним на сцене – ещё два гармониста.

Александр Юрьевич Кузнецов стал аккомпаниатором этого коллектива в 1993 году, а потом создал свой ансамбль – «Ростовская частушка». Он один из немногих здесь – профессионал, получивший образование в музыкальном училище. А любовь к гармони, как у всех, – с детства. Играли отец, оба деда, дядя. Саша начал им подыгрывать сначала на игрушечной гармошке, а потом дали настоящую. Так и пошло. И теперь он не только руководитель ансамбля, но и автор частушек «на злобу дня». Вот как отреагировали ростовчане на последнее подорожание продуктов: «Нынче времечко такое: хочешь – плачь, а хочешь – пой. В магазин два раза сходишь – кошелёк уже пустой», «Пусть гармонь не так играет, ещё хуже – запевать. Если цены вновь поднимут, рот не сможем открывать».

Проблем у руководителя ансамбля хватает. Инструменты научился чинить сам – новые не купить. Костюмы сшить – надо искать спонсоров. Главные зрители – жители села – за концерт много не заплатят. Но бросить гармонь и не думал никогда – душа не позволит. «Да разве можно сравнить живую музыку с фонограммой! Вся эстрада забита фонограммами, удивляет – как это может нравиться? А живая музыка никогда не подведёт», – рассуждает он, надеясь, что кто-нибудь наконец позаботится о жизни этого народного инструмента, так тесно связанного с русской душой. «Дорогие ярославцы, говорим уверенно: пока жива наша гармонь, ещё не всё потеряно», – такая частушка сложилась у него по дороге на этот праздник.

Александр Иванович Лавашкин пришёл в ансамбль к Кузнецову из села: попросился «в артисты» после концерта агитбригады. Он – самоучка. Воспитывался у бабки с дедом в деревне. Дед играл на балалайке, мандолине и интерес мальчика к музыке поддерживал. Замучил Саша деда, как только говорить начал: «Купи гармонь». Было ему всего три года, когда подарил дед гармонь. Она Саше была как раз до носа. «Думаю, что любовь к гармони родилась вместе со мной. Ведь любви не научишь. Как жилка какая внутри, которая тянет», – рассуждает он, вспоминая своё детство.

Играть стал сам, никто не учил. Делал это для себя, дома. Когда пришёл в армию, только там понял, что держит гармонь... вверх ногами. После службы вернулся к деду с бабкой. «Тогда уже стали меня приглашать в клуб, играл и на концертах». В «Ростовской частушке» нашли способ музыкального общения с самоучкой: Кузнецов пишет ему вместо нот цифры – номера клавиш, так и играют.

Вот такие они, сегодняшние гармонисты. Одна из организаторов праздника, Елена Голованова, знает всех их наперечёт, потому что за эти годы исколесила все районы в поисках новых участников. «Такой праздник – один в области. Мы сейчас много говорим о своих корнях. Вот оно, исконно русское творчество. Ничего искать не надо, только поддерживай. Мы ищем талантливых людей в самых дальних деревнях. И очень радуемся, когда появляются молодые ребята, которые из всех занятий выбрали гармонь».

Сегодня заказная гармонь стоит до 100000 рублей, а хорошая, отреставрированная руками настоящего мастера – и до 250000. Вот и получается, что в основном остались гармони в руках тех, кто получал их в советское время в советских клубах.

Старейший ярославский гармонист Н. Н. Матвеичев, который принимал участие во всеми любимых телевизионных программах «Играй, гармонь!», вспоминает: «Когда я начал играть, ещё шла война. Мать купила мне гармонь – стоила она столько, сколько корова. Так что и раньше это было очень дорого. У меня были разные инструменты, и каждый имеет свою душу, по-своему разговаривает. Надо сказать, что за всю жизнь в этом своём занятии я ни разу не почувствовал поддержки. Что же удивляться, что гармонь стала уходить из нашей жизни? Особенно это заметно на севере России. Чтобы остановить этот процесс, нужно только одно – купить инструменты и обучать на них детей бесплатно – в ДК, музыкальных школах».

А свидетельством того, как у нас любят гармонь, был полный зал зрителей.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber