Главное:

Кто научит правильно жить?

У нас на всю область один такой – Константин Салтыков. За 37 лет (его срок работы в Петровском Доме культуры Ростовского района – уже само по себе явление невероятное) он каким-то таинственным, одному ему известным методом, заставил танцевать 2000 человек. Именно столько прошло через его душу и руки, через созданный им ансамбль бального танца. Всего в Петровске живет 5000 человек, так что «потанцевала» с Салтыковым почти половина.

Кто видел Костиных ребят на сцене – не забудет. И дело не только в том, что юные сельские артисты (самому младшему танцору, Максюше – 3,5 года) работают очень профессионально. Есть у них главное, что зритель неизменно чувствует и очень высоко ценит – подлинность, естественность и чистота. Поэтому их вызывают «на бис» на концертах в маленьких клубах и в Волковском театре, на главных площадках Москвы – в Колонном зале Дома Союзов и Кремлёвском Дворце съездов. Поэтому именно их отправляют представлять страну на Дни культуры России в Белоруссию и Египет. «Вас на родине, наверное, на руках носят?» – спросил их министр культуры Египта после выступления и предложил семидневные гастроли в Каирской опере.

Признание чужих – приятно. Но признание своих – дороже. Когда петровские танцоры получили звание «губернаторского» ансамбля – радовались. Когда Анатолий Лисицын подарил ансамблю большой автобус – ликовали. Вот это признание! Какие перспективы открылись! Да и само звание – «губернаторский» – почти охранная грамота. Известия об их новых гастролях, новых победах на фестивалях уже и не удивляли – к этому привыкли. А вот известие, что создатель «Константы» увольняется из Дома культуры, поразило.

Отказаться от любимой работы, от своих ребят, от успеха и признания, достигнутых многолетним трудом? Не может быть!

– Да, заявление Салтыкова лежит у меня в столе. И у меня нет никаких аргументов, чтобы убедить Константина Константиновича его забрать, – говорит директор Дома культуры Лариса Александровна Демидова. – А уж если быть совсем откровенной, то я думаю, не пришлось бы и нам отправиться за ним следом. Пока главой администрации Ростовского района был Анатолий Константинович Руденко, мы чувствовали, что нужны. Руденко пришел в трудное время, тогда были задержки зарплаты по четыре месяца. Но он сделал всё, что мог – и люди из культуры не ушли, и двери ДК не закрылись перед детьми, они не остались на улице. Анатолий Константинович доверял тем, кто работает – а ведь это руководителю хорошо видно. Он умел вместе с нами гордиться успехами. Он принял решения по доплатам за стаж работы, по премиальным. Конечно, суммы небольшие, но можно было прожить. Как только руководство культурой передали в поселение, всё пошло наперекосяк.

Казалось бы, должно стать лучше – ведь на одной земле живут ДК и администрация, одни проблемы решают, но нет. За время работы при Руденко Демидова получила кучу грамот – из района, области, даже из Министерства культуры. А вот за последние шесть месяцев – только дисциплинарное взыскание.

У коллектива бального танца – спасибо губернатору – два автобуса. На их обслуживание район никогда не давал ни копейки. ДК сам ищет деньги, просит заправить топливом для того, чтобы выехать на концерт.

– Меня уже в учреждениях посёлка боятся – Демидова идёт – будет что-то просить, – говорит Лариса Александровна. А теперь я должна не только найти деньги, но и перевести их на счёт поселковой администрации. Я не против. Но многие наши спонсоры говорят: автобус заправим, а перечислять ничего не будем. Вот и езди как хочешь. Недавно надо было ехать в Ярославль на концерт, я заранее внесла свои личные деньги – 1300 рублей – на заправку. За несколько дней до поездки прихожу их снять – нет денег. Оказывается, их перевели на счёт администрации как спонсорскую помощь.

Родители ребят, занимающихся в «Константе», собирают деньги в попечительский фонд – на подарки, костюмы, косметику. Они сами принимают решения, что покупать своим детям. Теперь и от них требуют переводить взносы на счёт администрации. Родители финансистам поселения объясняли: это не Салтыкова деньги, и не Демидовой, а наши. Почему взносы на подарки своим детям мы должны сдавать в поселковую администрацию?

– Как я могу сказать родителям – отдайте деньги? Но если даже своим авторитетом мы убедили бы родителей сделать это, у нас нет гарантии, что мы вернём столько, сколько положим. Я спросила нашего главного финансиста: «Вы можете дать честное слово, что эти деньги не будут использованы на другие нужды?» Она сказала, что не может этого гарантировать: если понадобится сделать какие-то выплаты для Дома культуры, ими могут воспользоваться. Ведь дети пользуются светом в Доме культуры. Так как же тут быть?

Даже если спонсоры на выездном концерте дали детям три рулета к чаю – надо их оформить и потом списать актом. Ансамбль одолели ревизии – за год их провели пять. Все старые костюмы «Константы», которые выкинуть рука не поднимается – уж очень тяжело достались – пять раз пересчитали. «Скажите, что ищете, я вам завтра на ступеньки принесу», – говорит Салтыков. Он человек неконфликтный, просто терпение лопнуло. Очень неприятно работать в атмосфере постоянного недоверия.

И уж совсем нехорошая история получилась с зарплатой. Все доплаты с ДК сняли, даже «губернаторскую» надбавку Салтыкова, и теперь у него получается зарплата 4000 рублей. А в поселковой администрации всё время говорят: «Ищите сами губернаторские деньги, их нет. У нас есть более важные задачи – вы тут не одни». Вот и подал Салтыков заявление.

А мы только ждём, когда нам опять позвонят финансисты, когда придёт очередная проверка, и нам надо будет доказывать, что мы – не воры». На одном дыхании, эмоционально – вопроса не вставить – объяснила суть конфликта директор Дома культуры. Да и что тут спрашивать – видно, что наболело, дальше некуда.

А мне вспомнились две встречи с Костей Салтыковым. Первая, когда в самом начале трудового пути по долгу прежней службы меня командировали в Петровск – «нажать» на способного руководителя танцевального коллектива, который собирался уехать. Глядя тогда на энергичного, элегантного, улыбчивого Костю, никак не похожего на сельского танцора, думала: «Куда ж тебя, парень, занесло?! Если и есть в тебе какие таланты, то здесь, под старыми стенами единственного очага культуры ты их и похоронишь».

Вторая наша встреча состоялась лет через двадцать. Её результатом стал фильм «Петровское танго», который по пятому, питерскому каналу был показан на всю Россию. Костя изменился мало – такой же улыбчивый, доброжелательный и такой же одержимый работой. А вот то, что он сумел сделать в небольшом посёлке за эти годы, удивляло. Петровск стал у него «танцующим». В коллектив брали всех, кто приходил. Никакого отбора, никакой платы. Условия жизни в «Константе» знают все – не курить, не выпивать, во всём – в поведении, учёбе – брать самую высокую планку.

А сколько хозяйственных задач было решено своими силами! Выложили в зале паркет, находили спонсоров и шили хорошие костюмы и выезжали с гастрольными концертами. Мечтали о строительстве танцевального зала. Глава местной администрации Нелли Дмитриевна Поляк поддерживала как могла. В основном морально. Ансамбль уже тогда был визитной карточкой посёлка. За все эти годы ничего более значительного и яркого, чем Костины танцоры, в Петровске не появилось.

Хотя у ансамбля много разных наград и побед на фестивалях и конкурсах, главное для Кости – признание в родных местах. Поэтому когда ансамблю присвоили звание «губернаторский», своим ребятам сказал: «Теперь мы с вами не имеем права даже на детские ошибки. Мы область представляем, подводить нельзя».

В коллектив к Салтыкову возят детей из Ростова, одна девочка приезжала даже из Углича – родители снимали ей квартиру в Петровске, только чтобы она могла попасть на занятия в «Константу». Теперь она учится в Петербурге на хореографа. Все петровские артисты – самые обыкновенные ребята. И только руководитель «Константы» знает секрет, как из них сделать необыкновенный коллектив. Про выступления его танцоров не скажешь – «из-за печки, с выходом». Зато фраза эта вполне подойдет для оценки деятельности тех, кто ответственен за создавшуюся конфликтную ситуацию.

Как ни странно, глава администрации посёлка Владимир Александрович Фурманов считает, что никакого конфликта с ДК нет, даже ступеньки к старому зданию ДК сделали. Просто новая поселковая власть, по его словам, всё приводит в соответствие с теми задачами и положениями, которыми должна руководствоваться. И с зарплатой Салтыкова порядок: сколько положено – столько и получает.

Чем закончится эта история – увидим. Как бы хотелось верить, что в Петровске умеют не только профессионально танцевать, но и профессионально управлять. Ведь руководители должны понимать, что народ наделил их властью не для того, чтобы разрушать наработанное годами. Не для того, чтобы главная гордость небольшого посёлка – народный ансамбль бального танца – перестал существовать. Не для того, чтобы сотня ребят оказалась на улице с сигаретой и бутылкой пива, а не в Доме культуры с умным и душевным человеком, который учит не только танцевать – правильно жить.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3b4r/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость