Главное:

Карева слушает жена президента

– Вы, Леонид Алексеевич, воспитанник двух факультетов Московской консерватории, двух высших коллежей во Франции, штатный органист храма Успения Богородицы в Париже, композитор и концертирующий исполнитель. И это в 36 лет. Можно ли сказать, что вы сделали карьеру?

– О карьере говорить можно. Ничего греховного для церковного органиста в этом слове, думаю, нет. Будучи верующим, музыкой служу Господу и в храме, и в миру. Продолжаю играть на фортепьяно, в том числе и собственные сочинения, выступаю с певцами и в камерных ансамблях. Как большинство коллег, преподаю – веду профессорскую кафедру в консерватории города Йерра.

– Как нетрудно догадаться, вы человек православный. А служите в храме католическом...

– Никакого греха в том тоже нет. Я обсуждал сей деликатный вопрос с друзьями, православными и католическими священниками. Между двумя верованиями разница не настолько велика, и так как я – простите за невольный каламбур – к таинству причастия непричастен, никакого запрета на то, чтобы православный играл для католиков, быть не может.

– Вы крещены в Москве?

– Да, в перестройку, еще до консерватории, и с увлечением органом то событие в моей жизни никак не связано. Интерес к органу поначалу был у меня исключительно музыкальный.

– Храм Успения где в Париже находится?

– Возле Трокадеро – тем, кому Париж знаком, понятно, где это. А для широкой публики дам другой ориентир: недалеко от Булонского леса. Храм, как бы мы сказали, приход-ской. Старинный. Не самый известный по архитектурным достоинствам. Но сюда на рождественские мессы собирается людей больше, чем в легендарном Нотрдам, соборе Париж-ской Богоматери.

– Почему так?

– Приход большой, в кварталах возле Булонского леса живет много богатых буржуа, это сословие во Франции самое верующее.

– Не бывает ли среди ваших слушателей прихожан с известными именами?

– Назову, например, потомков писателя-моралиста Ларошфуко. К нам часто заходит жена нынешнего президента Франции – поблизости живут ее родственники. Мадам Ширак у нас бывает по-домаш-нему.

– Что за орган в храме Успения Богородицы? Его можно сравнить с ярославским?

– Он вышел из мастерской виднейшего органостроителя романтической эпохи, XIX века, Аристида Каваиколя, чей инструмент, к слову, установлен в Большом зале Москов-ской консерватории. В прошлом столетии наш парижский сильно увеличили, добавили регистры, стал он инструментом более-менее симфоническим. По возможностям он очень даже близок к органу вашего Собиновского зала. Только стиль, конечно, другой. В Ярославле он в целом более строгий, я бы сказал, «немецкий».

– Игра в храме доход приносит?

– Безусловно, я играю небесплатно. Во Франции, как и повсюду, бесплатно только птички щебечут. На храмовые заработки особенно не разбежишься. Доход приносит, или, выражаясь по-русски, кормит, всё вместе – композиция, концерты, педагогика.

– Многих интересует, в Париж вы как попали.

– Приехал из Московской консерватории продолжать образование.

– Рисковали?

– Пожалуй, да, потому что я был тогда еще студентом.

– Каким-то секретом успеха поделиться смогли бы?

– Наверное, он в том, чтобы от музыки испытывать удовольствие самому. Тогда оно и слушателю передается. Точно так же и с педагогикой. Ничего не получится, если нет у тебя к ней артистического интереса, когда затронуто и сердце.

– Труд оперного певца приравнивают по тяжести к труду портового грузчика. Можно ли то же сказать об органистах?

– Вполне. Но с одной поправкой. Когда пианисты пересаживаются за орган, то поначалу – да, «король» многих утомляет. А затем все решают техника, школа. Если они в наличии имеются, движения не вымученные, то в принципе на органе играть даже легче, чем на фортепьяно, поскольку от силы удара по клавише органный звук не зависит. В то время как, исполняя Рахманинова или Листа, выкладываться надо до седьмого пота.

– Позвольте несколько мирских вопросов о житье-бытье в Париже органиста Карева.

– Пожалуйста.

– Дома у вас орган есть?

– Кабинетный, старой французской фирмы «Александер». Его я бы сравнил с тем, какой появился недавно в ярослав-ском музее «Музыка и время».

– Что предпочитаете слушать на досуге?

– Эфир и в Париже, прежде всего автомобильный, изрядно засорен попсой. Так что предпочитаю слушать классику, и не потому, что не признаю джаз или рок. Просто делаю свой выбор. Слушаю радио. Во Франции классическая музыка звучит по двум национальным каналам.

– А в ней что больше любите?

– Непристрастен, как другие коллеги, к музыке барокко, Возрождения или к современной. Для души слушаю по настроению. Временами влюбляюсь в того или иного композитора. Как сейчас в Яна Сибелиуса после недавней поездки в Финляндию.

– У вас весьма спортивная выправка. А тут фирменными секретами располагаете?

– Коротко об этом не скажешь. Самое главное, по-моему, не переедать.

– Без чего холодильник считаете пустым?

– Без апельсинового сока.

– В кино ходите?

– А как же, телевизора дома у меня нет.

– Какую книжку в последнее время прочли с особенным интересом?

– В Москве случайно купил монографию великого петербургского композитора Геннадия Банщикова «Основы функциональной оркестровки». Прочел не только с огромным интересом, но и с практической пользой для себя.

– А какое в жизни у вас было последнее крупное разочарование?

– Учусь жить так, чтобы не разочаровываться. Если подобное и случается, то обычно причин на стороне не ищу и почти всегда оказываюсь прав.

– В афише ярославского фестиваля есть фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже». Русская музыка и – детище католического Запада орган, их «брак» по любви или по расчету?

– Отечественная классика мало что достойного может предложить для органа, шедевров почти нет, вопреки тому, что для него писали такие корифеи, как Глазунов и Танеев. Приходится браться за переложения, чтобы заполнить пробел. А что получается, не мне судить.

Спросили мы гостя из Франции и о погоде. Крещен-ские морозы на родине Бизе и Гуно выглядят так:

– В дорогу пришлось захватить зонтик. В день вылета в Париже шел дождь.

– В штабной комнате фестиваля нас познакомили с вашей мамой. Может быть, кто-то еще есть у вас в группе поддержки?

– Больше никого. Только мама. По профессии она не музыкант, а врач, но дело не в этом. С тех пор как я несколько лет назад переехал в Париж, мы с родителями видимся совсем редко. Вот и позвал маму в ярославскую поездку. И, конечно, не жалею. Ее присутст-вие бодрит и вдохновляет не меньше арктических холодов и вполне бодрящего – два концерта за три дня, не считая репетиций, – творческого тонуса ярославского фестиваля.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3h61/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость