Главное:
От Ивана Грозного до лебедей на клеёнке

От Ивана Грозного до лебедей на клеёнке

Экспозиция оказалась столь обширна, что заняла весь третий этаж Губернаторского дома. Собрать такой объём культурных и исторических ценностей в одном месте удалось благодаря тому, что над проектом работали вскладчину музейщики Ростова, Переславля, Рыбинска, Углича, Ярославля. Немалую лепту в формирование выставочного фонда «Провинциального идеализма» внесли частные коллекционеры Ярославля и Москвы.

Выставка – кульминация долгоиграющего проекта, в рамках которого состоялись аналогичные премьеры «Провинциального идеализма» в Переславле-Залесском и Рязани (примечательно, что экспозиции на выезде были органично дополнены местным материалом), а также нашумевший показ в залах Третьяковской галереи «Искусство Ярославской и Костромской земель. Поиски, находки, открытия», приуроченный к 70-летнему юбилею истового пропагандиста искусства русской провинции Саввы Ямщикова. Вышеупомянутые события состоялись в прошлом году. В рамках экспонирования «Провинциального идеализма» в Ярославле предполагается проведение круглого стола «Ярославцы вспоминают...» и презентация каталога выставки.

Кураторы проекта Людмила Битколова, Ирина Кулешова и Людмила Макарова поставили своей задачей показать произведения, которые создавались горожанами на протяжении трёх последних веков вне академических канонов и выучки профессиональной столичной школы. То есть на выставке представлены произведения самодеятельных художников, создававших портреты своих близких и знакомых, писавших картины не на заказ, а чтобы просто порадовать себя и других. Однако минувшие с момента написания века добавили полотнам такой весомости и значимости, что сегодня вряд ли кто способен усомниться в профессиональной академичности Николая Мыльникова, Ивана Тарханова, Павла Календаса, Ефима Честнякова...

Любопытны представленные в экспозиции тяжеленные кованые цеховые значки: «Угличского крашенинного мастерства управы» или «портнового мастерства». Привлечёт внимание и коллекция печных изразцов: каждая тематическая картинка снабжена соответствующей подписью типа «Пою печально», «Не могу сидеть на стуле», «Дерзновенно иду» и тому подобное. А женские сердца наверняка растают перед витриной с вышитыми бисерными кошельками и сумочками. Так в экспозиции незаметно переплетается, становясь едиными целым, «стиль искусства» и «стиль жизни».

– Говоря о проекте в целом, мы в первую очередь говорим о «третьей культуре» – искусстве, рождённом в провинциальном городе, но вместившем в себя и рафинированность столичной выучки и непосредственность деревенского лубка, – считает Людмила Битколова.

Музеологи доказали, что художественный контекст жизни провинциального города так широк, что с лёгкостью вмещает и выполненный в иконописном стиле неизвестным художником в XVIII веке портрет Ивана Грозного, и образцы живописного китча, пользовавшиеся в середине прошлого столетия бешеной популярностью в народе. Помните героя Вицина, призывавшего «вешать культурку на сухую штукатурку»? Точь-в-точь из той эпохи выплыли лебеди и полнотелые красотки в кружевах, написанные маслом на клеёнке. Эти шедевры удалось отыскать в частных собраниях. В академических художественных залах они, на мой взгляд, выглядят бедными родственниками, несмотря на то, что блестяще иллюстрируют городскую культуру определённого времени. Но это в первую очередь исторический экспонат, а в контексте художественного музея он заслуженно обретает флёр эстетической ценности.

Заключительным аккордом в экспозиции «Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции» выступает когорта ярославских художников-наивов. Среди них – Виталий Мельников, Владимир Булкин, Герман Блинной, Николай Попов, Ирина Красильникова. Отношение к художественной составляющей этих полотен у некоторых зрителей неоднозначное, хотя искусствовед Людмила Макарова, один из кураторов выставки, считает представителей ярославского наива «явлением целостным и мощным» и прочит им великое будущее. Профессор Евгений Ермолин вообще полагает, что можно всерьёз заявлять о рождении «ярославской школы современной наивной живописи, связанной глубинными корнями с художественными традициями средневекового Ярославля и городской живописью XVIII – XIX веков». Как знать, может портрет, написанный самодеятельным неизвестным художником три века назад, вызывал такую же снисходительную улыбку у зрителей-современников, и стоит подождать всего лишь три сотни лет, чтобы по достоинству оценить полотна ныне здравствующих художников-наивов?

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp