Главное:

Глиняная фантазия

Когда-то, ещё в советские времена, в здании, что стоит недалеко от посёлка Гагарино, располагалась лесопилка межколхозного лесхоза, а теперь всё здешнее большое пространство заставлено множеством стеллажей с глиняной посудой. Огромные напольные вазы и небольшие кашпо, исполин­ские вазоны и совсем маленькие горшочки под цветы - всё это ждёт своего часа, чтобы отправиться к покупателям. Создают подобную красоту всего несколько мастеров. Все гончары - настоящие асы в своём деле.
Например, Джамал Болотошвили уже тридцать лет работает с глиной, и за его плечами знаменитое на всю Грузию художественное училище в Мцхете, где готовили мастеров традиционных в республике народных промыслов. Умение создавать глиняную посуду зародилось ещё в легендарной Колхиде и расцвело вместе с Византийской империей, где понимали толк в красоте. Так что секреты работы с глиной передаются на Кавказе из поколения в поколение уже не одну сот­ню лет, и у каждого мастера непременно есть своя изюминка в работе.
- Помню, старые гончары говорили, что глина полностью раскрывает свою душу лишь человеку с добрым сердцем, - улыбается Джамал. - И я сделал для себя определённые выводы. А ещё никогда не сажусь за работу в плохом настроении, потому что тогда изделия получаются не такими красивыми.
- Тут недавно телевизионщики приезжали, - продолжает разговор Джамал, - и почему-то решили, что за работой каждый мастер обязательно поёт. Стали просить: спойте, пожалуйста! Ну, попытался изобразить им знаменитую кикабидзевскую «Читу, гриту», да ничего не получилось - нет у меня ни слуха, ни голоса. А песни мои - вот они, стоят на стеллажах, - и мастер широким жестом указал на великолепную посуду, теснившуюся на полках.
Самый же главный секрет изготовления керамики заключается в глине: в её пластичности, вязкости, «пышности». Она должна напоминать нечто вроде дрожжевого теста, только тогда задуманный «пирог» получится идеальным, а не «опадёт» в процессе работы. Вот и приходится руководству гончарного цеха повсюду искать именно такое сырьё. Правда, есть в Гаврилов-Ямском районе и собственное месторождение, но местная глина, по словам мастеров, очень сильно «запесочена», и чтобы довести её до нужной кондиции, требуется немало потрудиться. Но всё же на будущее мастера имеют в виду и этот источник пополнения сырьевых запасов.
Пока глина не затвердела и остаётся довольно пластичной, на готовом изделии выдавливают орнамент, и только после этого начинается процесс обжига. Ну а после закалки будущие кашпо и вазы переходят в руки художников, тоже профессионалов высочайшего класса, чьей кисти подвластны любые рисунки. И тогда на глиняных изделиях оживают не только знаменитые чёрные коты из песни, но и «расцветают» настоящие сады, «благоухают» причудливые цветы, «выводят трели», сидя на ветках, прекрасные райские птицы. Между прочим, некоторым виртуозам удаётся умещать, например, на тарелках даже целые картины. К таким шедеврам с полным правом можно отнести жанровые сценки в стиле Пиросмани, хотя росписью посуды занимаются местные, гаврилов-ямские мастера.
- Я уже почти год работаю в «гончарке», - говорит Наталья Яковлевна Самсонова, бывший преподаватель ИЗО, - и до сих пор не могу нарадоваться, ведь простор для творчества здесь открыт практически не ограниченный, а это самое главное для художника.
- В Гаврилов-Яме удивительно талантливые люди, художественно подкованные, если можно так выразиться, - вступает в разговор Тимур Курбаниязов. - По инициативе местных живописцев мы смогли запустить совершенно новую линию керамики - русскую. Главными здесь стали колоритные деревенские пейзажи с бревенчатыми избами да берёзками под окном, и эти пасторали вызвали неподдельный восторг у большинства покупателей.
Спрос на глиняную красоту значительно превышает предложение. Вот почему гончарному цеху фирмы «Сады Аурики» очень требуются умелые и талантливые руки.
- Мы даже готовы оплатить обучение нужных кадров, - говорит управляющий цехом Андрей Георгиевич Сергеев. - Например, заключили соответ­ствующий договор с Ярослав­ским художественным училищем, где сейчас учится одна из гаврилов-ямских девушек. Но нам нужны ещё и гончары, найти которых, к сожалению, намного сложнее.
Гончарное ремесло даётся начинающим мастерам нелегко.
- Главное в нашем деле - уметь держать центровку, иначе всё изделие перекосит на бок, - учит новичков Джамал Болотошвили. - Хотя свою самую первую чашку, помню, я всё же «завалил».
Недавно побывавшая в посёлке Гагарино компетентная комиссия пришла в совершенное изумление от глиняной красоты, которая здесь производится, отдав должное самобытности и виртуозности мастеров. Итогом визита стало включение гончарного цеха в областной реестр организаций, занимающихся народными художественными промыслами.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n34v8/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость