По улице Прямой с любовью

По улице Прямой с любовью

В далёкой экзотической Сирии святого Павла почитают особенно - две тысячи лет назад на улицах Дамаска разворачивались библейские события, участником которых он был. День его памяти христиане Сирии, они составляют десять процентов двадцатимиллионного населения страны, отмечают 29 июня. В этом году христианский праздник Дамаск отметил особенно широко, пригласив на него религиозных деятелей и проповедников со всех уголков света, а также журналистов из Франции и Германии, России и Венгрии, Сербии и Хорватии, Белоруссии и Ливии, Турции и Египта. Инициатором приглашения выступило сирийское министерство культуры по туризму, желая тем самым не только привлечь к стране внимание туристов и паломников, но и, как заявил министр Саадулла Ага Аль Кала, показать наглядно, что приверженность к той или иной религии не должна препятствовать сближению всех народов мира. И сто двадцать человек, вооружённых телекамерами, фотокамерами, микрофонами, диктофонами, несмотря на сорокаградусную жару, пустились в увлекательное путешествие, открывая для себя неизвестную Сирию.
Трудно передать ощущения человека, оказавшегося там, где каждый камень помнит библейские события. При палящем солнце - мороз по коже: здесь Каин убил Авеля. «Переворачивается» сердце в груди - отсюда Ева наблюдала за своими детьми. Разум отказывается верить, что ты стоишь на той самой улице Прямой, которая упоминается в Евангелии в повествовании о жизни апостола Павла.
От рождения будущий апостол носил имя Савл. Богатые иудейские родители были строгими ревнителями закона Моисея. Савл получил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, был талантлив и умён. Подобно многим израильтянам он ждал пришествия Мессии, мечтая увидеть в нём могущественного царя, который сможет восстановить величие еврейского царства. Узнав, что часть иудеев признала Мессией какого-то учителя из Назарета, казнённого на кресте, Савл воспринял это как безумие. Юноша был так убеждён в ошибочности и вредности христианской веры, что включился в преследования верующих и даже принимал участие в побитии камнями первых проповедников.
Первые христиане вынуждены были бежать из Иерусалима, некоторые скрылись в Дамаске. Туда и отправился Савл, получив задание от синедриона убить одного из учеников Христа, монаха Ананию, тайно собиравшего в своём доме верующих на молитву. Но путь Савла был прерван - близ Дамаска в потоке света ему явился Иисус, вопрошавший: «Савл! Савл! За что ты Меня гонишь?». Ослепшего гонителя привезли в город, в дом некоего Иуды.
Иисус, посетивший Анания в сонном видении, попросил своего ученика пойти излечить слепого. Анания возражал - ведь Савл уже принёс столько зла верующим, но не ослушался и наутро пришёл в дом Иуды. Монах возвёл над головой больного руки, и тот обрёл не только физическое, но и духовное зрение. Анания крестил юношу и благословил его на миссионерскую деятельность. Савл, получивший в крещении имя Павел, теперь сам стал гонимым. В Дамаске он скрывался в домах первых христиан. Когда же монаха Ананию казнили за его проповеди, Павел решил бежать из города. Ночью ученики спустили его в корзине с городской стены. В историю христианства Павел вошёл как «апостол язычников». Только казнь смогла прервать его проповедь. По преданию, Нерон приговорил его к отсечению головы, и 29 июня в Риме Павел был казнён в одно время с Петром.
В Дамаске в неизменённом состоянии осталась та самая башня городской стены - Баб Кисан, с которой спускался Павел. Сохранился и дом-часовня святого Анания, одного из 72 учеников Христа, первого епископа Дамаска. Две маленькие подвальные комнаты с потайной дверью, ведущей в подземный ход - так скромно выглядел первый христианский храм города.
В память о святом Павле в 1965 году на средства Патриарха Московского и всея Руси Алексия на месте, где ослеплённый Савл упал с коня, была построена часовня, а позднее поставлен памятник святому работы скульптора Рукавишникова.
В день памяти святого апостола Павла гости, представлявшие все религиозные конфессии, вместе с сирийскими христианами совершили крест­ные ходы по местам, связанным с деяниями апостола. Как и другие христианские обряды, крестный ход в Сирии проходит несколько иначе, чем у нас. Во главе шествия - дети с флагами, барабанами и трубами (детская организация - подобие пионерской - создаётся при каждом храме и участвует во всех событиях его жизни). Благодаря громкому сопровождению - в барабан били по три подростка, все окрестные улицы знали о шествии задолго до его приближения. Местные жители выбегали на дорогу - кто с водой, кто с чаем, кто со сладким рисом (подобие кутьи), чтобы хоть как-то облегчить нелегкий в сорокаградусную жару путь паломников. Идущих и встречавших объединял единый порыв участия в каком-то очень важном и нужном событии, общем для всех. Возможно, это чувство единения, взаимная доброта и приязнь незнакомых между собой участников крестного хода были тем, ради чего стоило пройти пять километров под палящим солнцем.
Кроме святынь, связанных с пребыванием в Дамаске апостола Павла, в Сирии сохранились и другие удивительные свидетельства христианской истории, не упомянуть о которых просто нельзя. В мечети Омейядов, самой древней, богатой и знаменитой мечети мира, находится часовня святого Иоанна Крестителя. В ней покоится его голова, найденная в 705 году во время одной из бесчисленных перестроек здания. По преданию, халиф Валид хотел убрать часовню и даже сам стал копать, но, коснувшись головы святого, оцепенел и на время лишился возможности двигаться. Христианская реликвия осталась на своём месте. У этой часовни молятся не только христиане, но и мусульмане - в их религиозной традиции Иоанн Креститель - это пророк Яхья.
Ещё одно излюбленное место паломников всех вероисповеданий - Маалюля. Селение находится в живописном ущелье, а его название с арамейского переводится как «вход». Узкая каменная тропа ведёт сквозь ущелье к монастырю первой христианской святой - Фёклы, ученицы святого Павла. О её жизни сохранилось множество легенд и церковных сочинений. Самое древнее, найденное в Египте во втором веке, рассказывает, как юная Фёкла случайно услышала речь остановившегося у соседа гостя, которым был святой Павел. Слова апостола так подействовали на неё, что она не пила и не ела три дня.
Разгневанные родители и жених потребовали наказания Павла, и его посадили в темницу. Девушка пробралась к проповеднику и всю ночь слушала его речи. Для мусульманки это было таким позором, что сами родители решили её сжечь. Но сильный дождь не позволил разгореться огню, и Фёкла осталась невредимой. Как бы ни пытались её казнить родители, жених, власти - ничего не получалось. Бросили к диким львам - звери лизали ей руки, отправили за ней солдат - на глазах у всех какая-то могучая сила расколола гору, и девушка успела скрыться в ущелье. Фёкла поселилась в пещере, всё время проводила в молитве и помощи безнадёжно больным.
На месте бегства Фёклы, в ущелье, поставили женскую обитель в её память. Здесь можно поклониться святым мощам Фёклы и попить воды из неиссякаемого источника, из которого пила и она. Вода капает с потолка в каменную чашу естественного происхождения - можно набрать воды, умыться - удобнее для отшельницы вряд ли можно было придумать. Мощи святой почитаются чудотворными, и за исцелением к ним едут из разных уголков Сирии.
За чудом паломники идут и в соседний женский монастырь, в город Сейдная, к иконе Сейднайской Божьей Матери, написанной евангелистом Лукой. По преданию, монастырь основан в 547 году византийским императором Юстинианом, которому на охоте в этих местах явилась в столбе света Божья Матерь, повелевшая построить ей церковь и монастырь. Первой настоятельницей обители стала сестра императора. Она попросила одного паломника, идущего к Гробу Господню, разыскать там для неё икону Божьей Матери с младенцем, рассказала, что это за икона и дала на покупку деньги. Он нашёл икону, но не знал, что написал её сам Лука Евангелист, врач и увлечённый живописец.
На обратном пути дорога для него была такой лёгкой, а все препятствия отступали сами. Он связал это с помощью иконы и решил оставить её себе. Вернул настоятельнице деньги, солгав, что не нашёл иконы. Переночевал в монастыре, но двинуться дальше не смог. Пришлось покаяться и отдать икону. С тех пор она хранится в маленькой часовне, в серебряном ларце, находящемся в нише за металлической решёткой. Полагают, что икона особенно помогает от бесплодия и паралича. Для гостей древнюю икону открыли, что было знаком большого уважения и доверия - лишь немногие удостаиваются такой чести.
Наряду со святыми, известными всему христианскому миру, в Сирии немало и местночтимых святых. В их разных судьбах есть одно сходство - все они были тайными приверженцами христианской веры, все они были гонимы, но своих убеждений не предавали даже перед лицом смерти. Проповедники и монахи старались укрыться подальше от людских глаз. Монастырь святого Моисея - Мар Муса - находится на вершине горы, к нему ведёт очень крутая каменистая тропа, несколько километров которой осилит не всякий. Но кто осилит - будет вознаграждён, ведь в храме сохранилось самое крупное в мире собрание церковной настенной живописи XI века, дошедшее до наших дней.
Согласно легенде, в IV веке здесь поселился монах Муса, который прежде был вором и раскаялся в своей греховной жизни. Монастырь на этом месте начал строить пять веков спустя монах с тем же именем - Муса. Но название обитель получила не в их память, а в честь библейского пророка Моисея. В XI веке монастырскую церковь украсили росписи, самая интересная из которых изображает Страшный суд. В центре композиции - весы, чаши которых тянут каждый в свою сторону Ангел Милосердия и Дьявол. Ад отделён от рая тонкой белой полоской. Верхние ряды грешников - горящие в огне епископы и священники. Возможно, так художник выразил обвинение в их адрес за раскол единой церкви Христовой.
Среди ожидавших своей участи есть люди и в арабских одеждах - им тоже не избежать суда. В нижнем ряду рядом с изображением душ в виде крепко запеленённых младенцев изображены и пороки, которые привели их сюда - деньги, ножи, яства. Художник предостерегал - душа после смерти не имеет воли, если и захочет раскаяться - не сможет.
Росписи, храм и весь монастырь в столь уединённом месте разрушали только случавшиеся землетрясения, а это не так страшно, как рука и воля человека. Настоятелем сохранившегося монастыря является монах Муса, по происхождению - итальянец, а здание храма принадлежит сиро-яковитской церкви. Перед гостями из разных стран он выступил с яркой проповедью на английском языке о единстве Бога и бессмысленности религиозной вражды.
День святого Павла в Сирии на этот раз завершился точно так же, как это принято в России - ночным народным гуляньем. Только били не в косы, а в барабаны - вот и вся разница. Сравнение «их апостола» с «нашим апостолом», от которого невозможно было избавиться все дни путешествия по стране, отступило. Пришло понимание - здесь родина каждого человека, независимо от его веры и страны, в которой живёт. И всё наше общее прошлое учит словами апостола Павла - без любви всё - ничто. В XXI веке его поучения не только не потеряли своей силы, но стали ещё важнее. У человека на Земле просто нет выбора - или он научится любить, или на мёртвой планете любить будет некого.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp