Главное:
Заветный огонёк

Заветный огонёк

Как закалялся характер
Её и сегодня называют Сонечка, Софьюшка... Софья Петровна принимает это обращение вполне просто. Я смотрю на её юный портрет. В её девичьем лице, открытом и привлекательном, чувствуется сибирско-якутская кровь - угловатые восточные скулы придают всему облику девушки неповторимое обаяние. Её природный оптимизм поселился в ней с юности и на всю жизнь.
Большой Невер, посёлок Ларинский, многодетная семья Аверичевых. Зимой ездили на оленьих упряжках. А летом - детей привязывали к оленю верёвками. Детей было много - она перечисляет своих братьев и сестёр. Лиля, Тася, Александр, Мария, Илларион, Тамара, Софья, Конкордия... Пётр Аверичев, отец Сони, был начальником поисковой экспедиции, такие люди были на особом положении - поиски золотых руд, открытие новых месторождений были делом государственным и чрезвычайно опасным. После гражданской войны экспедиции на Алдане были открыты новые богатейшие золотые россыпи. Семья Аверичевых - рядом с золотыми приисками и рудниками - жила небогато и сурово. Софья начала работать в 1928 году, в 14 лет, учеником слесаря. Дошла до слесаря шестого разряда! Состояла в бригаде ударников социалистического труда на авторемонтном заводе. Собирала моторы, коробки скоростей. Перевыполняла нормы. Она и теперь с гордостью показывает «Билет ударника». Ударники были в большом почёте.
Посёлок Большой Невер стоял на почтовом тракте и первоначально назывался Ларинским - по имени купца-золотопромышленника Ларина. Название получил от реки Большой Невер. В конце 20-х - начале 30-х по почтовому тракту начали строить Амуро-Якутскую автомобильную магистраль (АЯМ). Первые шофёры стали появляться в Большом Невере лишь в начале 30-х годов, и сама профессия была необычной. Водить грузовики по сложной трассе? Это для неё! Курсы для обучения на шофёров открыл Народный комиссариат труда Якутии. И Соня поступила на курсы. Грузовики системы «АМО» не были приспособлены для работ в северных зимних условиях. Кабины холодные, некоторые из фанеры. Водители ездили в тулупах. И с заносами не было никакого сладу. Тракт расчищали вручную. Сколько грузовиков сорвалось в пропасть!
Она ездила по сложнейшей трассе Большой Невер - Алдан. Посёлок, названный по имени большой реки, выросший на месте золотоносного ручья, напоминал походный лагерь. Вскоре в Алдане появился ТРАМ - Театр рабочей молодёжи. Юная лихая шофёрка влюбилась в театр до безумия. Она знала все роли наизусть. Однажды спектакль отменили. Заболела исполнительница главной роли.
- Дайте сыграть мне! - сказала Соня.
С неё стянули тулуп и комбинезон. И надели голубое сказочное платье. И - на её по-мальчишески стриженую голову - дивный парик с двумя роскошными косами! Она не узнала себя в зеркале. Перед ней было другое существо - неж­ное, трепетное. Вот только любовь казалась мещанской категорией. Записки о любви оскорбили девушку. История была мелодраматическая. Она рыдала. А потом гордо говорила: «Я ушла от затхлой точёной кровати на завод!» Фраза нелепая, наивная, смешная, но - отражающая время.
Её участие в спектакле обнаружило волнующий темперамент и обаяние. После дебюта Софьи актёры ТРАМа хором прокричали: «Бросай баранку!»
Юная прима волковской сцены
В 30-е годы Аверичева - актриса театров Уфы, Ленин­града, Орла, Ростова-Ярославского.
- В Ростове было множество ссыльных, - рассказывает Софья Петровна.
Знаменитые из двух столиц высланные художники, артисты, музыканты. Это были её учителя, её великая школа. Они приходили на репетиции театра. Над образом Норы с Софьей работал знаменитый питерский актёр, он играл с Верой Комиссаржевской, помнил интонации её Норы, подходы к образу...
«Нору» с Аверичевой в главной роли показали в Ярославле. Софья была приглашена в труппу Волковского театра. Рецензии и статьи о театре в «Северном» тогда писали молодые журналисты Марк Лисянский (будущий известный поэт), Саша Кузнецов (талантливый писатель погибнет на фронте в начале войны), Валентина Елисеева. Они стали её друзьями. А корифеи Волковской сцены - Чудинова, Свободин - не просто взяли шефство над Соней, как тогда говорили, они по-своему удочерили молодую актрису.
В сезоне-1939-1940 Софья сыграла Луизу в «Коварстве и любви», в сезоне-1940-1941 - Машеньку в одноимённой пьесе Афиногенова, Анну Фёдоровну в «Варварах», её назначили на роль Нины в «Маскараде». Она стала юной примой Волковской сцены. В сезоне-1941-1942 - на сцене блистала красавица Лидочка в «Свадьбе Кречинского». Главная жен­ская роль в спектакле «Вильгельм Телль» Шиллера - Берта. Потом началась война.
Девушка в пилотке
с красной звездой
Виктор Демидов, живущий ныне в Сыктывкаре, вспоминает о военном детстве в родной деревеньке Приселье на Смоленщине, захваченной немцами. Наши наступали. А немецкие зондер-команды оставляли после себя пепелища, выжигали деревни, уничтожали женщин, детей, стариков. В Приселье пришла зондер-команда. Наши разведчики, выдвинувшиеся в берёзовую Копытов­скую рощу, прорывались к деревне с боем. Полуслепая бабка сварила картошку в мундире. И вдруг, как необычное видение, в солнечной щели - возникла девушка в пилотке с красной звездой. За ней стояли наши бойцы.
- Ур-ра! - закричал Витя и бросился обнимать девушку. - Свои! Родненькие!..
Котелок картошки высыпали нашим разведчикам в подолы шинели. Витя запомнил, как зовут разведчицу. Это была Софья Аверичева из разведроты 234-й Ярославской коммунистической дивизии. Дивизией командовал полковник Степан Турьев. Со Степаном Ильичом Виктор не раз встречался в Сыктывкаре. Их объединяли воспоминания о войне. И ещё Соня Аверичева, девушка в пилотке с красной звездой.
Иногда некоторым зрителям кажется, что Аверичева, вернувшись с фронта, мало играла. По крайней мере о ней всегда писали как о фронтовой разведчице и лишь в конце скромно называли две-три роли. Однако репертуарный лист Софьи Петровны утверждает другое. Он заполнен пёстро и богато. Каждый сезон - три-четыре новых роли! В сезоне-1946-1947 ей поручена главная женская роль - Софья - в «Горе от ума» Грибоедова. Она играет Любку Шевцову в «Молодой гвардии», и роль совпадает с её стремительностью, с теми огоньком и искоркой, которые всегда «зажигали» её зрителей. Радость творчества окрыляет. Она наполняет сцену победоносным чувством радости в комедии Шекспира «Двенадцатая ночь», вносит свежие человеческие чувства в роль Елизаветы («Егор Булычов»), этапной работой становится Василиса в спектакле «На дне», запоминается Эмилия в «Отелло», режиссёры пробуют её и в характерных ролях (Дунька в «Любови Яровой»). В «Фёдоре Волкове» Аверичева - императрица Елизавета Петровна, в «Недоросле» - Простакова.
Среди многих театральных наград она выделяет диплом, что был вручён ей председателем президиума правления Всероссийского театрального общества народным артистом СССР Михаилом Царёвым (и им же подписан) - за роль Матрёны в спектакле «Власть тьмы» Волковского театра - участника заключительного показа спектаклей на Всероссийском смотре в Туле, посвящённом 150-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого.
- Да, у меня всегда были роли! - признаёт Софья Петровна. - До войны я была лирико-драматической инженю, героиней...
В ней и сегодня горит этот заветный огонёк творчества, та святая искорка, которую невозможно не почувствовать - душевный талант и сердечность. Она и теперь продолжает творить - и воевать. Когда случилась история с Бронзовым Солдатом в Эстонии, Софья Петровна написала стихи, обращённые к ветеранам, к нашей памяти.

Фронтовой народ,
покуда живы,
Мы стоим за правду,
как один:
Ни врагам, ни демагогам
лживым
Унижать Победу не дадим!

С юбилеем вас, дорогая Софья Петровна! Ярославцы желают вам счастья, благополучия, здоровья!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n33we/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость