Композиторы вышли из подполья

Композиторы вышли из подполья

Почти десятилетие назад, в 2000 году, впервые в одной программе исполнялась музыка ярославских композиторов. Как пошутила тогда наша газета, в кои-то веки они «вышли из подполья», что было не так уж и далеко от истины. Эксклюзивным проектом отмечалось тогда открытие регионального отделения Союза композиторов России.
С тех пор... О том, что изменилось с тех пор, накануне нынешнего концерта как всегда бескомпромиссно размышлял один из его инициаторов - маэстро Мурад Аннамамедов. Ещё в начале 90-х годов потеряв поддержку государства, творческие союзы, по его словам, и сегодня пребывают в затянувшемся ожидании перемен к лучшему. Композиторы есть, но, верные своему призванию, они по-прежнему предоставлены самим себе - не имеют заказов, нет конкурсов.
Так повсюду, а не только в Ярославле. Их сочинения слышим мы разве что по самым большим праздникам. На хлеб насущный зарабатывают они кто как может, чаще всего выручает консерваторское образование - преподают, кто в школах искусств, кто в училищах культуры и музыкальном или в педуниверситете.
Творческая энергия ярославских композиторов, однако же, не иссякла и в межсезонье - это и взялись доказать дружными усилиями их творческий союз, филармония, верные партнёры. С порога договорились: проект - к 1000-летию города, он не может быть коммерческим, и от взаимных финансовых претензий типа «мы стоим столько-то» сразу же отказались.
Составить программу, договориться с исполнителями поручено было самим композиторам. К услугам продюсеров решили не обращаться. Долгих дипломатических переговоров не потребовалось. Музыканты общались, как говорят, на чистом интересе и без посредников. Один из лучших учеников Ростроповича и Шаховской - Денис Шаповалов, получив из рук в руки от автора Виктора Кожевникова партитуру виолончельного концерта, счёл это за честь. Дня через три позвонил и, уточнив день концерта, прямым текстом сообщил, что музыка ему нравится и сыграть её он берётся.
Афиши взяло на себя управление культуры. Дружескую помощь с распечаткой партий, а это не одна сотня листов компьютерного набора, оказал худрук муниципального духового оркестра Владимир Клименко. Так дело и сладилось, начались репетиции.
После одной из них маэстро Аннамамедов по нашей просьбе с листа «примерил» на себя непривычное амплуа музыковеда. Известный строгостью оценок, наш собеседник под настроение на добрые слова не скупился. Зачин концерта, увертюру Валерия Челнокова для симфонического оркестра и хора «Былина о мудром князе Ярославе», назвал «полнейшим откровением», отметил «острый мелодический нерв», «прекрасно выписанную форму», «уважительное отношение к тексту» - стихам ярославского поэта Евгения Капитанова.
«Сугубо современная и весьма терпкая музыка» - такими эпитетами сопроводил дирижёр виолончельный концерт Кожевникова. Разговор об этом сочинении охотно поддержал в антракте и Денис Шаповалов - завернул в Ярославль по пути из Алма-Аты на гастроли в Копенгаген и Мадрид.
- В этой партитуре есть русский дух, слышатся колокольные звоны, ветровые гулы больших пространств, она изобразительна в самом лучшем значении этого слова, - сказал музыкант.
Кроме премьер сочинений Челнокова и Кожевникова в первом, академическом, отделении программы прозвучала ещё одна - первой части симфонии «К свету» и финала концерта для саксофона с оркестром Валентина Русакова, у которого тоже немало поклонников, и не только в Ярославле.
Есть в афише программы «Родина - Россия - Ярославль» и новое имя - композитора Лидии Янковской. Два вокальных фрагмента из её оперы «Сын огня» спели герои недавних публикаций «Северного края» Вера Добролюбова и Александр Суханов.
Мы попросили автора представиться нашим читателям. Родом Лидия Янковская из Сибири, она коренная иркутянка. Московскую консерваторию закончила сразу по двум отделениям - композиции, у Николая Седельникова и Эдисона Денисова, и органа. Как и у нашей Любови Шишхановой, её мастером был знаменитый Леонид Ройзман.
После окончания вуза Янковская вернулась в родные края, тридцать лет отдала музыкальной педагогике. В Ярославль Лидия Валентиновна переехала по семейным обстоятельствам, но от планов поставить оперу целиком не отказывается. Мы рискнули обратиться к новосёлу с философским вопросом: что вообще значит для неё музыка как искусство?
- Возникла она из молитвы, - услышали мы, - её духовное начало для меня, ещё и как человека верующего, превыше всего. Ответила ли я на ваш вопрос?
Ещё один наш собеседник за кулисами филармонии (на снимке крайний слева) тенор Аркадий Транков оказался гостем из Казани. Прибыл по приглашению своего друга Виктора Кожевникова: вместе учились в школе, в авиационном институте, работали в Казани на оптико-механическом заводе.
В отличие от Виктора Аркадий поступать в консерваторию не рискнул, хотя и был премьером в народной опере, где ему доверили заглавную партию в опере Антонио Спадавеккиа «Овод». Песни Кожевникова Аркадий поёт многие годы, был первым исполнителем его «Алёнушки», которая в своё время входила в репертуар оркестра Олега Лундстрема.
Казанский гость раскрыл и такой семейный секрет Кожевниковых: автором слов песен Виктора для солиста, хора и симфонического оркестра «Победа» и «Ярославлю слава!», заключительного номера всего концерта, стала поэтесса Нинель Кожевникова... мама композитора.
Первыми вместе с маэстро Аннамамедовым накануне премьеры оценили её программу исполнители. После чернового прогона «Былины о мудром князе Ярославе» автору дружно хлопали музыканты оркестра и хористы «Ярославии». Композиторов в тот день не раз со сцены приветствовали и благодарили - и Русакова, и того же Кожевникова и, например, воспитанника Гнесинки, доцента педуниверситета Алексея Савельева - за его «Оду Ярославлю».
Вчера все точки над i были расставлены слушателями. Чуткое композиторское ухо, можно не сомневаться, расслышало в их аплодисментах главное - и благодарность, и ожидание новых встреч.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp