Главное:

Точка зрения на точку встречи

Как вы полагаете, что главное в процессе подготовки выставки? Собрать в одном месте десяток-другой работ? Ничуть не бывало. Главное – придумать концепцию, то есть, проще говоря, правильно выбрать шампур, на который можно ловко нанизать, чередуя, фантазийные завихрения художника, его попытки самоанализа, поиски себя и своего места в пространстве, ну и прочие творческие моменты. Художник не будет этим заниматься, он – вне этого. Он – Творец, стало быть, его дело – творить. А выстраивать концепцию, ломать голову над тем, под каким соусом можно преподнести зрителю это лакомое блюдо, именуемое актуальным искусством, – удел искусствоведа.

Вот, к примеру, очередная выставка недавно отметившего свое пятилетие проекта «Петербург – Ярославль – Петербург», открывшаяся в галерее современного искусства «Алее’Я». В экспозицию, названную устроителями «Точка встречи», вошли работы двух фотохудожников – петербурженки Аси Немченок и итальянца Массимо Берсани.

Авторская фотография – тонкое искусство, способное заинтересовать профессионалов фотокамеры и впечатлить богемных эстетов. Первые будут разгадывать, как это сделано: «Ага, снято все панорамной камерой... отпечатано вручную... а вот здесь, в области перфорации пленки, что за нечеткие разводы? Похоже, растворитель пальцем размазывали по пленке... Ясненько-понятненько...» Вторые... ну, со вторыми и так все ясно. Эта публика готова самому Малевичу объяснить потаенный смысл его «Черного квадрата». Но не о квадрате речь. А о совместном творении итальянца Массимо и жительницы Северной Пальмиры Аси.

Познакомились два фотохудожника в Интернете. Переписывались о том, о сем: «о вкусах – таких похожих, о странах – таких разных, об искусстве, поэзии и душе, о простом земном эгоизме.., о птицах, парящих высоко в небе. Словом, по мнению Аси Немченок, это были «удивительные письма». Потом русская художница отправилась в Италию. «Теперь это была совсем другая Италия, рассказанная мне Массимо в его письмах, увиденная как бы изнутри, его глазами. Много, много отснятых катушек черно-белой пленки».

Русская часть экспозиции называется «SCRITTURA ITA-LIA-NA». По сюжету – это жанровые и пейзажные зарисовки с доминирующей архитектурной нотой, что, в принципе, неудивительно – Италия обязывает! Но в общем и целом работы Аси можно охарактеризовать как путевые зарисовки. Актуальную ноту и вид «не как у всех» фотокартинам придает впечатанный поверх изображений текст и... поцарапанность. Суть этого художественного приема от меня, признаюсь, ускользнула, но приятель-фотограф предположил, что это символизирует убегающее от нас время.

Итальянская часть экспозиции (автор – Массимо Берсани) носит название «HORIZONT». Фотограф сосредоточен на деталях и непривычном ракурсе: покореженный ствол дерева, отражение в воде какого-то строения, одинокие травинки-былинки... Есть и такая работа: два полкадра (по одной половине от двух соседних снимков), не связанные между собой по смыслу, – фрагмент крыши и человек, – не объединенные волей художника в единое целое. Как заметил один из гостей выставки, «по сути, это – фотографический брак тех далеких времен, когда проявляли – печатали – полоскали снимок в разных ванночках вручную... Но как концептуально!» Сам же фотограф Массимо Берсани сопровождает свои снимки такими словами: «Горизонт, мой горизонт – это быть внутри самих фотографий, соединять близкое и далекое, брать больше того, что глаза могут увидеть. Горизонт – это как если бы вместить в одно большое изображение всю длинную ленту фильмов Тарковского...»

«Шампуром», на котором и держится весь этот черно-белый, не совсем понятный эксклюзив, являются письма из Петербурга в Милан и обратно. «Бывают моменты в жизни, когда мы нуждаемся в духовных наставниках, и зачастую удается найти тех, кто расскажет тебе, как переходить с одного облака на другое в синеве неба, – пишет Массимо Берсани. – Думаю, возможно, это и есть смысл жизни». На одном из эфемерных облаков и назначил свидание своим зрителям итальянский фотограф. А его российская приятельница взяла эпиграфом к своей серии работ фразу Марселя Пруста: «Настоящее открытие состоит не в том, чтобы искать все новые места, а в том, чтобы увидеть все новыми глазами...»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3gto/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость