Главное:

Спрячь за высоким забором Адама

О творчестве ростовчанина Михаила Селищева и о проектах его галереи «Хорс» «Северный край» писал неоднократно. А на днях Михаил Александрович обратился в редакцию с просьбой помочь разобраться в более чем нестандартной истории.

Дело вот в чём. Перед входом в галерею «Хорс» уже несколько лет стоит мозаичная композиция «Адам и Ева». Монументальное панно создано московским художником Феликсом Бухом в 2007 году в рамках проекта «Алфавит». Не будет преувеличением сказать, что эта мозаика пришлась по душе жителям и гостям города буквально с момента её создания.

– Я имела честь присут­ствовать при рождении этой композиции: художник сотворил её на одном дыхании, буквально из «плоти и крови» Ростова Великого, так как при создании мозаики использовались камушки, найденные здесь же, под ногами жителей и гостей Ростова, – говорит искусствовед Оксана Шеболдаева. – Я была поражена и очарована тем, как запылённые серенькие булыжники бережно промывались, протирались и «раскрывались» драгоценными оттенками, создавая по-настоящему колорит Великого города. Композиция «Адам и Ева» – настоящее, некоммерческое произведение искусства, поэтому город должен не только сохранить его, но и гордиться им.

Здесь любят фотографироваться туристы, для ростовских молодожёнов памятная фотосессия у «Адама и Евы» стала уже доброй традицией. Одним словом, мозаика Феликса Буха прочно и естественно вписалась в культурную среду города и стала одной из его достопримечательностей. Подобное органичное включение объектов современного искусства в среду старинного провинциального города случается нечасто, и потому каждый пример ценен особо.

И вот 11 октября «незарастающую народную тропу» к мозаичным Адаму и Еве в одночасье преградил... забор. Его установили рабочие по приказу бизнесмена Александ­ра Сидорова, чей дом под номером 32 по улице Подозёрке соседствует с галереей «Хорс». Тут важно упомянуть два момента. Во-первых, земля, на которой стоит скульптура, принадлежит городу. Во-вторых, то место, где конкретно размещено мозаичное панно, согласовано в управлении строительства, архитектуры и перспективного развития при администрации Ростовского муниципального района, на согласовании – виза главного архитектора Львова. Получается, что забор тут – на птичьих правах, в любом случае от усадьбы Александра Сидорова арт-объект находится достаточно далеко.

– Когда мы пытались убедить Александра Ивановича не городить это ограждение, у него на все наши доводы был один ответ: уберите своего «Адама», а я уберу забор, – говорит Наталья Фёдоровна Селищева, мама и верный соратник всех начинаний своего сына Михаила.

– Забор, загораживающий «Адама и Еву», наносит урон имиджу города. Сидорову стала мешать мозаика только по одной причине: она отвлекает внимание туристов от гостиницы, расположенной в его доме, и тем самым мешает его бизнесу, – считает сам Михаил.

Поскольку договориться по-соседски не удалось, директор творческого объединения «Хорс» написал заявления с просьбой о демонтаже забора главе администрации Ростовского муниципального района Сергею Румянцеву и главе Ростова Юрию Бойко. Официальных ответов пока нет, однако со словами под­держки в адрес «Адама и Евы» поспешила откликнуться Российская академия художеств.

На сайт галереи «Хорс» пришло несколько десятков возмущённых откликов от ростовчан, москвичей, жителей других городов и даже стран, комментирующих эту нелепейшую ситуацию. Москвичка, художник Вероника Павленко пишет: «Мы часто приезжаем с семьёй и друзьями в Ростов, и эта скульптура издали приветствует нас, радуя своей живой, какой-то детской теплотой. Во время всеобщего упадка культуры и ослепления коммерцией на крошечном островке «Хорса» кипит настоящая художественная жизнь, и именно поэтому этот островок пытаются уничтожить». Немецкие художники Нина Гелинг и Эккахарт Бушон отозвались из Германии: «Не знаем, кому помешала работа Феликса Буха, но в голове не укладывается, что можно взять и уничтожить произведение искусства». Москвич Ярослав Орестов пишет: «Замечательная композиция – гордиться надо, что есть такие художники и скульпторы! Я категорически «за» современное искусство, а современные «отгораживатели» – просто дикари». Поддерживает его мнение и историк, журналист из столицы Дмитрий Ермольцев: «Данная композиция – образец нечастого в России истинно художественного оформления городского пространства, в этом нет сомнения. Любое покушение на столь обаятельные образы прародителей рода человеческого недопустимо». Член Международной федерации художников ЮНЕСКО Геннадий Гриков предлагает действовать, обещает подключиться к спасению «городского имущества» вместе со своими студентами (он – преподаватель Московской финансово-юридической академии). Подобных отзывов – эмоциональных, тёплых, сочувствующих – на сайте ещё несколько десятков.

Из Москвы на помощь своему «детищу» поспешил автор Феликс Бух. Мы связались с ним по телефону, и Феликс Аронович заверил, что он был в администрации Ростова, заручился там поддержкой городских властей – «говорят, можете не волноваться, скульп­тура будет стоять там, где стоит».

В любом конфликте – две стороны. А потому было бы нечестно не предоставить «трибуну» и Александру Сидорову. Александр Иванович охотно высказал свою точку зрения на эту историю. Ему не нравится в скульптуре «Адам и Ева» абсолютно всё: идеологически неверная трактовка библейского сюжета, эстетика, в которой решена работа, то обстоятель-ство, что данная скульптура закрывает ему вид из собственного окна на Ростовский кремль и даже национальность художника (Феликс Бух – еврей). Все доводы, кроме последнего, сильно попахивающего антисемитизмом, безусловно, имеют право на существование. Сколько людей – столько и мнений. Что касается забора, то он, по словам Александра Сидорова, предназначен для того, чтобы гости, приезжающие отдохнуть в его гостиницу, и его собственные маленькие дети не видели стелы, изуродовавшей, так он считает, вид древнего Ростова.

Тут только одна нестыковка: мозаика была установлена в 2007 году, а раздражать Александра Ивановича она стала почему-то только сейчас.

...Я слушала достаточно откровенный (если судить по доверительным интонациям) монолог Александра Ивановича и помимо своей воли вспоминала гоголевскую «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». После нашего разговора с Александром Сидоровым не поленилась – оторвалась от написания статьи и перечла повесть.

«...Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! и за что? за вздор, за гусака. Не захотели видеть друг друга, прервали все связи, между тем как прежде были известны за самых неразлучных друзей!». Ничего вам не напоминает? Очень похожая ситуация, если учесть, что Михаил Селищев и Александр Сидоров давно знакомы, прежде были очень дружны. Но однажды их пути-дорожки разошлись.

Сегодня же каждая из сторон убеждена, что история с забором вокруг мозаики Феликса Буха – лишь видимая часть айсберга, на самом деле движущей силой конфликта является зависть к удачливости другого. Реплики на сей счёт, точно под копирку, я услышала и с той, и с другой стороны.

Михаил и Наталья Фёдоровна Селищевы считают этот пресловутый забор последней каплей, переполнившей чащу их терпения. Вот другой, по их мнению, более глубинный пласт «заборной» истории. Александр Сидоров владеет в Ростове несколькими домами, все они расположены близ озера Неро, то есть в исторической части города. Здесь же находятся «земляные валы» – фортификационный памятник федерального значения XVII века. Михаил Селищев обратился в Ростовскую межрайонную прокуратуру, в заявлении указал следующее:

«Идёт целенаправленный захват земель. ...Забор углового дома по улице Петровичева сократил на один метр проезжую часть самой улицы. На улице Подозёрке, 33, забор вынесен на восемь метров (!) за черту «красной линии». Особо настораживает складывающаяся ситуация с городскими валами: участки домов № 32, 33 вплотную подошли к подошве вала, частично захватив склоны... «Земляная крепость» стоит за двумя глухими двухметровыми заборами с севера и юга – крепость в крепости заборов».

Во время поездки в Ростов я видела эту картину своими глазами. Чтобы нам с вами и дальше в этой истории быть «на равных», бегло набросаю «эскиз»: прямо на берегу озера Неро стоят дома, окружённые участками. Это и есть улица Подозёрка. Выше ярусом – земляной вал, памятник федерального значения. Ещё «этажом» выше идёт другая улица – Петровичева. Там расположены такие же частные дома с приусадебными земельными участками. По улице Петровичева у Александра Сидорова тоже есть дома в собственности. Их даже сторонний описываемому конф-ликту человек через несколько минут знакомства с ситуацией уже безошибочно узнает по двухметровым – досочка к досочке – заборам. Похоже, отменного качества заборы – фирменный стиль Александра Ивановича.

Можно было бы заподозрить семью Селищевых в личной, из-за «Адама», неприязни к поступкам Сидорова, но передо мной ещё один документ – заявление на имя младшего советника юстиции Сергея Секретарёва от Зинаиды Дрозд. Речь в нём идёт тоже о заборе, проходящем уже по территории земляного вала. Зинаида Анатольевна пишет, что у неё с соседкой, продавшей свой дом с участком Александру Сидорову, были одинаковые по площади земельные участки – 4,4 сот-ки, арендную плату они платили одинаковую. «А при оформлении документов купли-продажи вышеуказанного участка размер его вдруг увеличился на 3,2 сотки – стал 7,6. Увеличение участка произошло за счёт захвата склонов городских валов. Длина нового забора увеличилась на восемь метров... Склоны выровнены, посеяна трава, получился современный газон, от склонов вала и следа не осталось». Это строки из заявления в Ростовскую межрайонную прокуратуру жительницы Зинаиды Дрозд. Я лично прошла по описанному ростовчанкой фрагменту вала и увидела, что дей-ствительно одна часть забора, огораживающая участок Сидорова, идёт по подошве вала, а с другой стороны ограждение поднялось на самую высокую часть вала так, что его склон оказался «прирезан» к участку.

Привожу эти доводы Александру Сидорову и слышу возражение: у меня как раз сегодня, говорит, была архитектурная комиссия, ни одного нарушения она не нашла, так что с захватом территории валов – поклёп: «Я сутяжничать не люблю и не собираюсь, но не надо мне указывать, что мне делать на своей собственной территории».

Разбираться в столь запутанной ситуации, в которой переплелись имущественные интересы многих заинтересованных сторон, конечно, дело юристов, если, паче чаяния, история наберёт ход и дойдёт до суда. Я же хочу остановиться вот на каком моменте.

Через два года Ростов Великий будет отмечать юбилей – 1150-летие. В этой связи город ждут большие перемены. («Северный край» писал об этом в статье «Ростов ещё «утрёт нос» Ярославлю» в номере от 2 октября.) Они коснутся не только статуса – районному городу предстоит примерить «корону» духовного центра России, но и его внешнего облика. В «Проекте планирования центральной части города» – масштабное облагораживание озёрной набережной, прокладывание чётких выходов к Неро в разных местах, восстановление старинных земляных валов, по которым будут проложены прогулочные пешеходные маршруты... Так что вполне вероятно, что в скором времени многочисленные заборы, как вновь возведённые, так и старые, покосившиеся – а сегодня Ростов производит просто удручающее впечатление именно нагромождением разновысотных заборов различных конфигураций и степени запущенности – будут демонтированы в интересах общего дела – возрождения древнего русского города.

Что до мозаики «Адам и Ева», с которой и началась эта запутанная «подзаборная» история, то лично мне она очень нравится, равно как и её автор – замечательный, жизнерадост-ный художник Феликс Бух, который живёт и творит так, как учил его отец, один из лучших московских живописцев Арон Бух – «всё приемля и любя».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n30tb/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость