Главное:

Учит смотреть на огонь, не отводя глаз

Художник и педагог Владимир Михайлович Реутов всегда слыл среди коллег и друзей неисправимым романтиком. Занятия по рисунку, живописи и лепке ведёт он так, чтобы обе его специальности на равных служили конечной цели – развитию творческих способностей и личности студийца. Всю жизнь «строит» он в мыслях такую школу, где основы наук и навыки ремёсел, объясняя, как устроен мир, учили бы ребят (независимо от их одарённости в искусстве) чувствовать в жизни красоту и гармонию, защищать их от жестокосердия, сострадать, спешить на помощь попавшим в беду.

Но судьба распорядилась по-своему, прекрасные эти замыслы пришлось отложить до лучших времён. От мастерской Реутова в городе Грозном, как и от самого сейчас восстановленного Дворца детского и юношеского творчества, где многие годы вёл он изобразительное искусство, война не оставила ничего, кроме груды битого кирпича. Наши читатели знают: семью Реутовых вывез из пекла Красный Крест, приютил Яро-славль. Что пережили тогда малолетние дети Владимира Михайловича Юля и Дима, теперь и сами они, повзрослев, при случае расскажут во всех подробностях.

А вот пример того, как не согнувшись перед судьбой, начинать жизнь сызнова, подниматься духом вдали от родного пепелища, всегда у них перед глазами – это их отец. В Яро-славле Владимира Михайловича, педагога с большим опытом, приняли в школу № 53 учителем рисования. По натуре отзывчивый, лёгкий на подъём, азартный, с намётанным глазом, умеющий уловить в детс-кой душе искру Божью, он быстро стал там «своим человеком». В городе заговорили о его «космических уроках». Оценил его опыт и мастерство и департамент образования – в скором времени аттестовал на учителя высшей категории.

Однажды Владимир Михайлович зашёл на выставку местных художников, увидел работы ярославского мастера Александра Кариха и просто остолбенел: от его «горячих эмалей» струился загадочный, проникающий в душу свет. От того огневого света акварелист и график Владимир Реутов не мог прийти в себя до тех пор, пока сам не подошёл к печи, не доказал трудом в семи потах, что он среди ярославских первопроходцев этого ремесла для людей с характером – не чужак и не искатель приключений, что тоже умеет смотреть на огонь, не отводя глаз.

Лирику пейзажей его «волжской серии» искусствоведы называли светоносной: ветер в парусах яхт, игра воды под солн-цем, гаснущие краски «вечернего звона». Многоцветный мир мастера, чьи работы есть в музеях и частных коллекциях в Европе и Америке, полон летучих акварельных теней. Сотворённый Всевышним, мир этот вечен и зримо изменчив, он длится, развёртываясь перед нами в пространстве и времени: его пейзажи со сторожевыми башнями вайнахов и белыми храмами Верхневолжья, «цветочные фантазии» и натюрморты с тонкогорлыми кувшинами, его скоморохи и белые лошади, его пушкинские портреты.

На открытых мастер-классах Реутова в «городе мастеров» на подворье музея истории Ярославля для старше-классников, учителей, студенческой молодёжи появились у Владимира Михайловича и первые ученики из тех «вольнослушателей», кто не прочь испытать свои силы в огненном ремесле.

– Правильно говорят: с огнём шутки плохи. Это так и когда он в муфеле, – так размышляет наш герой, отвечая на вопрос о том, как может послужить образованию древнейшее ремесло, идущее от златокузнецов Киевской Руси. – Огонь – стихия вольная, и никогда заранее не знаешь, отправляя в печь медную пластину, что оставит огонь от твоего замысла. У ремесла горячей эмали свои педагогика и школа характера. Оно воспитывает внимание и реакцию, учит не теряться в неожиданных ситуациях, не опускать руки от неудач – согласитесь, необходимейшие навыки для тех, кто выходит за школьный порог.

Как-то Владимиру Михайловичу передали пакет из Грозного. В нём оказались аккуратно сложенные стопкой разодранные осколками фотографии, листы акварелей, пробитые пулями, книги из его мастерской. Всё это и сегодня служит ему, педагогу и куратору Международной детской картинной галереи при региональном отделении Ассамблеи народов России, для подготовки к мастер-классам. Обгорелые и простреленные листы с рисунками учителя и его учеников вошли в фонды этой единственной в своём роде передвижной галереи-студии трагическим знаком времён.

– Для меня остаются они своего рода «приложением» к методике, напоминая о призвании искусства как творчества – противостоять вражде и жестокости, быть силой в защиту жизни, – объясняет своё педагогическое кредо Владимир Реутов.

На школьных уроках, открытых мастер-классах, выездных занятиях с сельскими школьниками Владимир Михайлович учит своих «космистов», не забывая о небе, крепко стоять на земле. В походах по Ярославскому краю пишут они с натуры годовой солнцеворот живой природы; в классе пером и кистью отстаивают правду и справедливость вместе с героями любимых сказок и придуманных вместе с учителем фантастических историй про волшебных зверей и птиц.

На уроки Реутова ребята приходят как на праздник.

– Когда мы отправляемся «в космос», – с улыбкой объясняли две подружки-шестиклассницы Лена и Азиза, – стараемся выглядеть получше. Догадались, почему? Вдруг встретимся с инопланетянами.

Эти свои полёты во сне и наяву Владимир Михайлович ставит и разыгрывает как маленькие спектакли. В них по сюжету они всегда спешат на выручку попавшим в беду. Всерьёз запасаются в дорогу питьём и провиантом. Зашторивают окна, выключают свет. После старта по стенам, по потолку начинает струиться Млечный путь, неведомые миры встречают их таинственными звонами. Прямо по курсу звездолёта загорается голубое светило ото-славшей на землю сигнал «Спасите наши души» незнакомой планеты...

Всё это путешественникам всякий раз предстоит вообразить и пережить, чтобы написать в цвете. Духоподъёмный эффект пейзажей и фэнтези учеников Реутова оценили зрители в музее космонавтики на родине Валентины Терешковой в Никульском, на выездных выставках «Соприкосновение», в больницах, детских домах, в сельской глубинке – школах Большого Села и Данилова, на вернисажах недавних эксклюзивных проектов Реутова «Мой любимый город» и поддержанного УВД Ярославской области «Дети против терроризма», на недавней юбилейной выставке 75-летнего мастера «Ремесло как упоение души».

На одном из его последних эмальерных этюдов идёт с учениками по библейскому Гефсиманскому саду Сын человеческий. По замыслу автора беседует с ними, свидетельствуя о жизни как о драгоценном и таком хрупком даре, о том, что защитить его могут только Вера, Надежда, Любовь, открытые для пробуждённых душ.

Недавно по ходу обсуждения проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации» Владимир Михайлович в интервью «Северному краю» набросал «эскиз» школы будущего – с домашней часовней, астрономической обсерваторией, классом для «космических путешествий», с мастерскими ремёсел (в том числе, конечно, и эмальерной), театральной студией. Искусство в этой школе изучается с малых лет, по-ломоносовски на равных с языком, математикой, физикой. С единственной богоугодной целью, той, которой с молодых лет верен сам Реутов, – помочь вступающему в жизнь догадаться, зачем человек приходит в этот мир и как можно раньше разродиться всем лучшим в себе.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n30h5/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость