В несезонных новостях примерно равное место заняли – да простится это кощунство не мне, правда, а российскому телевидению – две темы: убийство в Ираке сотрудников российского посольства и реакция на это событие со стороны наших властей, с одной стороны, и животрепещущая проблема новых акцизных марок на алкогольную продукцию – с другой. Между делом проскользнула еще и тема украинской политики вообще вместе с нефтяными спорами в частности. В этой неразберихе приоритетов новости уже утратили свойство, генетически им данное, и не несут в себе ничего или почти ничего нового.
В этот самый несезон футбол (вот уж поистине событие планетарное, как комета посещающее людей раз в четыре года) смотрят не только классические болельщики, к которым совершенно не подходит современное новоязовское «фанаты»: там драмы, там игра, там много занятного и забавного.
В этот же несезон раскрутился (сам по себе) и был показан в глянцевонежных тонах (телевизионщиками) скандал с председателем жюри Московского кинофестиваля. Сам же фестиваль, совершенно, видимо, не проплаченный его организаторами и спонсорами, вовсе не был предметом показа ни на канале «Культура», ни на Первом (кроме утренних
новостей с посезонному обнаженной Катериной Мцитуридзе и ночным, между футбольными матчами, миниобзором). Чтобы хоть както зафиксировать внимание на нем, в ночном субботнем эфире Первого канала во время напряженного матча между Францией и Бразилией, когда зрителям было совсем не до кино, прошла серия легкомысленных и полных самооправданий миниинтервью не то о футболе, который ничуть не хуже кино, не то о кино, которое существует, несмотря на свою неспособность конкурировать с футболом. Такая серия интервью была сродни раздражающим «прокладкам» в повседневной рекламе и мало напоминала размышления или хотя бы здравые суждения об искусстве.
Лето – несезон, поэтому можно пустить пробный шар... вот и пущена на Первом канале та самая Фекла Толстая, которая уже провалила на НТВ «Юбилеи», показав свое неумение общаться в кадре, а теперь – в кадре она одна, на фоне истории и среднерусских, а частично парижских, рыночнобутиковских пейзажейинтерьеров, а все те люди, причастность к жизни которых должна делать честь каждому из нас, зрителей, – они либо за кадром, либо подмонтированы к Фекле. Программу назвали без излишней изобретательности и скромности: «Великие династии».
Феклу, которая от рождения наречена Анной, но которой привычно именно такое экзотическое имечко, не находящую себе пристанища ни в одном телепроекте более чем на полгода – то ли по причине свойств характера, чего публика не ведает, то ли по причине отсутствия телегеничности, что публике весьма и весьма заметно, – теперь прорисовали в новом проекте. Для обкатки время выбрано самое что ни на есть правильное: середина лета, отсутствие всякого энтузиазма при просмотре просветительских или публицистических программ (вот, например, качественная программа «Тем временем» на «Культуре» уже распростилась с нами до осени). Плюс к тому – воскресенье, когда люди расслабляются вдвойне. Плюс к тому – полдень, когда либо проснулись и отправились по хозяйству или на пленэр, либо не проснулись. Вот в таком нашем расслабленнолетневоскресном состоянии нам и подбрасывают историю с Феклой.
Ведь бывает «кино с Федором Бондарчуком», «ночной полет с Андреем Максимовым», «вечер юмора с Михаилом Задорновым». Так и история с Феклой появилась – не в том смысле, что с дамойФеклой она произошла и чтото завлекательное в себе содержит, а в том, что Фекла, принадлежащая к старинному дворянскому роду и приходящаяся правнучкой Льву Толстому, а дочкой известному филологу – ученому и просветителю Никите Толстому, про историю будет повествовать. Забавно. Рядом с историческими повествованиями заливисто описывающего страдания и лобзания царей Радзинского, рядом с элегантными проходками по историческим интерьерам Парфенова, рядом с публицистическим пафосом исторических исследований Сванидзе и исторических расследований Медведева (Сергея, тележурналиста, а не Дмитрия, вицепремьера) – вот такая вся из себя Фекла. Попрыгав среди «народных артистов» и других попсовых телеперсонажей, почирикав на пару с куда более уверенным и профессиональнорешительным Петром Фадеевым в информационносплетенной (от слова «сплетня») программе канала НТВ «Все сразу!», эта уже не слишком юная, точнее, 35летняя барышня вышла на державноинтеллектуальную орбиту.
История дворянских родов... красивые усадьбы... туалеты... жизненные драмы, в том числе любовные перипетии, о которых с придыханиями говорили когдато только на ушко... Спекуляция на истории – как прежде была спекуляция на забвении. Но догадаться, что для «оживляжа», как писали когдато в пародии на телерепортаж молодые Арканов и Горин, будут подставляться кадры из кинофильмов вперемежку с доснятыми клюквеннобезвкусными сценками боярскодворянской жизни, было невозможно. Телевидение превосходит все самые смелые ожидания. От него ждешь просто верноподданического повествования о старинных семействах, принесших России пользу или вред и по заслугам обласканных или незаслуженно отвергнутых, – а получаешь не только скучное, но и лишенное какой бы то ни было идеи, хотя бы просто запала формальное перечисление фактов вкупе с домыслами и неинтересными сплетнями.
И уже ничего не спасает это повествование: ни ампирные интерьеры, ни выезд ведущей на лоно природы, скажем, в Ливадию. Это надо же было додуматься: выпустить и без того не блещущую красотой и стильностью дамуФеклу в дворцовые интерьеры с их алой гаммой в пиджачке малинового тона (цвет фона «убивает» своей интенсивностью цвет одежды) или выпустить ее же на бывшее поле боя, где нет ни паркета, ни асфальта, в туфлях на шпильках, тут же проваливающихся в почву, и в беленьком деловом костюмчике. Но надо было догадаться и до главного: выпустить с пересказом школьного справочника человека, лишенного эмоциональной заразительности, да и элементарной выразительности речи, обладающего еще и дефектом оной и служащего грустной иллюстрацией к мысли о мельчании древних династий.
Если фактом внедрения девушки Феклы в историческую программу, а также в историческую судьбу государства Российского хотели показать, что не только в Англии или Франции, но и у нас остались отпрыски великих династий – вот вам, правнучка самого Льва Николаевича! – то добились обратного результата. В очередной раз можно было согласиться с жестким лермонтовским сетованием: «богатыри не вы...»
Комментарии: