Главное:

Как шугай с джинсами породнился

Наряд получался по­настоящему драгоценным, по цене тоже – в состав той нелиняющей краски входил сок тропического дерева индиго, везли сырье издалека. В начале прошлого века ручную кубовую набойку стали вытеснять фабричные ситчики, задешево крашенные на анилине. С проектом восстановления забытой традиции приехала на 3­й ярославский фестиваль «Русский костюм на рубеже веков» преподаватель школы искусств и научный сотрудник музея из города Каргополя Елена Дикова.

Показала, что называется, товар лицом. На выставке развесила на планшетах холсты из прабабушкина сундука. Крупно вычертила традиционные орнаменты с вазонами, плодами и листьями. Словом, все досконально объяснила про синильщиков с родины Ломоносова в рисунках и текстах. Разодела в синий лоскут целую кукольную семейку вместе с няньками и младенцем в люльке.

Труды ее не остались незамеченными высоким жюри под председательством профессора Московского текстильного университета модельера Александра Веселова. Дикову удостоили Гран­при в номинации «Куклы в русском костюме» и лауреатского диплома конкурса «Этнографический костюм». Награды получать вышла она в платке, шугае и юбке из синего льна, украшенных «кубанцами».

Прямо скажем, это вовсе не выглядело исторической экзотикой. Наверняка на то нисколько не рассчитывая, самым доходчивым образом дала Елена понять, что же происходит с русским костюмом на рубеже веков.

А то и происходит: в моду забытое возвращается – и не по чьим­то пламенным призывам, а по естественному ходу жизни и здравому смыслу. Лен с хэбэ, свободный покрой, лоскутная техника, старинные ручные орнаменты: нарядно и практично, доступно по ценам, а при наличии чувства меры сполна открыто фантазии и свободе творчества.

От подделки и безвкусицы традицию оберегают подлинники: музейные образцы народного костюма и выполненные по первоисточникам в мастерских наших дней копии. Давно и со знанием дела занимается этим московский православный учебный центр «Русские начала». Двум его коллекциям женского, боярской величавости, северного праздничного костюма с точной хронологией каждая (одна – конца XVIII века, другая – начала XX) жюри в конкурсе этнографического костюма присудило Гран­при.

Неожиданно для многих лавры тонких знатоков старины оспаривали у москвичей студентки Карельского педуниверситета. Сшили по старинным лекалам сарафаны, украсили наряды шалями, вручную расшитыми поясами, лентами­бантами в волосах. Примерили – подошло, да так здорово, что пришлось жюри принимать соломоново решение – присуждать им за коллекцию «Краса Олонии» еще один главный приз.

Как непринужденно владеет навыками предков современная молодежная мода и сколько тут, оказывается, простора для фантазии и юмора, показали конкурсы сценического и современного автор­ского костюма. Настоящие виртуозы лоскутного сырья есть и в Ярославле. Школа юных модельеров «Стиль» Светланы Пахомовой покорила зал эффектным «ковровым» стилем – моделями весьма распашонистой одежды для всей семьи «За околицей». «Стилю» досталось много зрительского тепла. С дипломом II степени в номинации «Сценический костюм», где претендентов на Гран­при не нашлось, воспитанники Пахомовой с достоинством уступили сильнейшим. Диплом I степени за комплект «Модель мироздания» увезли к себе в Химки студенты университета культуры и искусства. По лауреатской награде заслужили коллекции «Осенний марафон» знающего толк в светском шике гатчинского театра моды «Катюша» и торжественная парчовая «Русь белокаменная» работы многоопытных профессионалов из краснодарской академии «Злато­швея».

Самым прикольным, как и ожидалось, стал подиум авторского современного костюма. Исполнители шоу «Вася» из Костромского техуниверситета с таким азартом демонстрировали свой слегка хиповый стиль под названием «этноджинс», что, оставшись без диплома, однако же получили от члена жюри, доктора культурологии Натальи Калашниковой устное приглашение в Санкт­Петербург для участия в одной из ближайших выставок костюма наших дней в стенах Российского этнографического музея, где доктор наук заведует отделом.

Самые убедительные авторские версии сочетания старого и нового в современной моде, как решило жюри, представили ярославская художница, сценограф по профессии Галина Есафьева («Лето в деревне», диплом лауреата) и модельеры художественного училища из Ростова­на­Дону («Перекати­поле», автор Татьяна Бердник, Гран­при). Если Есафьева – утонченный лирик, то ростовчанки по­студенчески ко всему напропалую добавляют улыбки.

Весело обращают они старинную паневу в лоскутную мини­юбку, нарядную душегрею – в легкий топик, похожий на несколько укрупненный бюстгальтер. Традиционные рубахи прямого покроя у них – с глубоким разрезом на боку. От одной мысли о подобных вольностях сельская красавица лет сто назад зарделась бы как маков цвет и носить такое, предполагаем, ни за что бы не согласилась. А нынешние ее сверстники все это для себя шьют. Чтобы и в дефиле блеснуть, и по улице ходить в уверенности, что на тебя не будут показывать пальцем.

Мы поговорили на эти темы и с Еленой Диковой, раз уж она старинный «кубанец» так запросто носит.

– В этом шугае, – показала на кофту, – на работу хожу. Чаще надеваю ее с джинсами (женские джинсы с низкой посадкой), они ведь с шугаем по цвету и способу крашения близкие родичи. Недавно по­соседски попросил у меня ткани двукратный обладатель Гран­при ярославского фестиваля, а теперь член его жюри, архангельский модельер Николай Терюхин. Работает он в русском стиле и с джинсовкой. Посмотрим, что у него получится.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3ezi/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость