Главное:

В честь юбилея великой певицы

Сочинять эту оперу Дмитрий Шостакович начал в 1930 году, когда ему было только 24 года. Сюжет для оперы возник у него после того, как он увидел книгу Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» с иллюстрациями художника Кустодиева. Героиня повести Катерина под влиянием страсти к Сергею отравила свекра, задушила мужа, а потом и малолетнего племянника.

Катерина у Лескова действительно жестока, как леди Макбет. Но не эти черты привлекли внимание композитора... Жизнь с нелюбимым, за которого выдали девушку, полное подчинение мужу и старому своевольному свекру, постоянное вынужденное безделье богатой бездетной женщины – это вы­звало сочувствие Шостаковича.

«В мою задачу входило всячески оправдать Катерину Львовну, – объяснял композитор. Само произведение мною трактуется в ином плане, нежели у Лескова». Для этого в либретто оперы убрали третье убийство. Теперь все, что совершала героиня оперы, она делала ради свободы и своей любви. И это, конечно, возвышало ее образ. Катерина и гибнет, пострадав за свою любовь.

Оперу Шостакович завершил в 1932 году. И в первой редакции называлась она «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера состоялась два года спустя почти одновременно на сценах Ленинградского Малого оперного театра и Московского музыкального театра имени Немировича-Данченко. Оба спектакля шли с большим успехом. «Опера, которая делает эпоху» – такую оценку произведению дал главный дирижер премьерного спектакля Самуил Самосуд.

Позднее «Леди Макбет» была поставлена в Большом театре, в США, Швейцарии, Аргентине и других странах. Но в 1936 году в СССР она стала объектом резкой, неза­служенной критики и надолго исчезла из репертуара театров. Лишь через 30 лет опера вновь возвращается на сцену. В театре Станиславского и Немировича-Данченко она была поставлена под названием «Катерина Измайлова» уже во второй редакции, сделанной Шостаковичем. С этого времени началась ее новая жизнь.

В 1966 году был снят фильм «Катерина Измайлова». На главную роль сам композитор пригласил Галину Вишневскую. Этот фильм стал и открытием нового жанра – кинооперы, и открытием драматического, трагедийного таланта певицы. От первого до последнего кадра фильм держит зрителя в волнении. Опера в кинематографическом варианте стала намного доступней, а игра актеров настолько убедительна, что порой забываешь, что это опера.

Катерина – Вишневская – воплощение гордого женского достоинства, любви, страсти, нежности. Она и прекрасна, и чудовищна, и светла, и зловеща. Благодаря этим перевоплощениям, доступным только выдающимся дарованиям, актриса соединяет в своей игре музыку и киноэкран, живую, рвущуюся и гибнущую человеческую душу в произведении Шостаковича и «темное царство» в творении Лескова.

В эти дни Галина Павловна празднует свой юбилей. Показ кинооперы «Катерина Измайлова» – это и подарок публике в честь юбилея всемирно известной певицы, дань уважения ее великому создателю Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, 100-летие со дня рождения которого отмечает весь музыкальный мир.



* * *
Кинотеатр «Родина» и газета «Северный край» проводят викторину для любителей музыки. Вы можете выиграть два билета на фильм «Катерина Измайлова», если правильно назовете фамилии режиссера-постановщика и автора сценария. Ответы принимаются по телефону 72-77-53 в понедельник, 30 октября, с 14 до 15 часов. Фамилии двух победителей будут напечатаны в «Северном крае» во вторник, 31 октября.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3eru/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость