Главное:

Классик без хрестоматийного глянца

Но мы сразу прочли подсказку по карандашу в его руке и стопке бумаги на коленях, а еще по чуть заметным, как от застарелой боли, сетке морщин на высоком челе поэта. Может быть, она, эта боль, сейчас и остановила в лесной чащобе этого человека, как никто умеющего сострадать несчастным.

Автор известных скульп­турных портретов исторических личностей от Бориса Шереметева до Павла Демидова, от Федора Ушакова до Леонида Собинова, лауреат областной премии имени А. Н. Опекушина, заслуженный художник РФ Елена Пасхина в новой России первой или одной из первых взялась в этом жанре за Некрасова. Тему плотно освоили ее коллеги еще в эпоху соцреализма. Новость посчитали мы поводом вполне достаточным, чтобы немедленно напроситься к Елене Васильевне в гости.

Господам ваятелям давно пора догонять биографов классика и литературоведов. Те вот уже лет двадцать с чистого листа читают Некрасова, заново осмысливают его поэзию и судьбу – так, как он понимал себя сам: «Я ни в чем середины не знал...». Каково будет классику в бронзе и граните без хрестоматийного глянца?

В мастерской Елены Пасхиной готова авторская модель масштабом в одну четверть натуральных размеров памятника. Глиняная модель переведена в гипс, тонированный под бронзу. Позади самое сокровенное в ремесле скульптора – лепка. С прошлой весны наша героиня набирала форму на крестовине каркаса, терпеливо наращивая ее кусками глины, обрабатывая мелкие детали стеком, острым как скальпель хирурга.

– Это как появление на свет божий новой человеческой жизни, – объясняет нам автор про лепку.

Вот и Некрасов у нее – живой, просто живой, иначе и не скажешь. Напряжение чувств и труд его души выражены автором одухотворенной мимикой, постановкой гордо вскинутой головы, по­женски трепетным лепным «мазком», упругим изгибом силуэта чуть скошенной фигуры, фактурными складками на одежде и высоких изящных сапогах.

Стоит поэт не на холодном граните – под ногами у него лесные травы, кочки, корни, как бы сквозь камень прорастающие. Фантазия идет у Пасхиной встык документальной подаче деталей охотничьей амуниции – двустволки, сигнального рога, сумки­ягдташа, скопированных автором с подлинников в экспозиции музея­заповедника «Карабиха».

Неожиданно для самого автора Некрасов почти на год потеснил в замыслах скульптора все остальное. Снова и снова ездила она в Карабиху с фотокамерой­цифровкой. Снимала в Большом доме охотничьи экспонаты, в Нижнем парке – пейзажи с тенями деревьев на снегу и черной водой Гремихи, не замерзающей зимой, – пробовала смотреть окрест глазами поэта. Читала и перечитывала «Коробейники». Эту поэму Некрасов задумал на охоте. Любил сию забаву, умел ценить те ее благословенные мгновения, когда «в груди занимался дух».

Написанное в Грешневе посвящение поэта другу­приятелю охотнику Захарову прибавило Пасхиной уверенности. Прочитала посвящение, и больше не надо было ломать голову, чем же ее Некрасов «займется» на привале:

...Как с тобою я похаживал

По болотинам вдвоем,

Ты меня почасту спрашивал,

Что строчишь карандашом.

Строчил он, ясно что: «Эх, полным­полна коробушка, есть и ситцы и парча» – строки, которые еще при жизни поэта запоет вся Россия.

Как­то однажды позвонил Пасхиной глава Некрасовского района Александр Чудайкин: мол, есть, Елена Васильевна, предложение, можно приедем поговорить?

Явилась целая делегация. Оказывается, старый памятник Некрасову, поставленный в центре поселка в послевоенные годы, решено сменить, объявляется конкурс. Взглянули гости на почти готового Некрасова, сказали: не иначе как сама судьба велела автору в этом конкурсе участвовать. Согласилась Пасхина, что называется, не по службе, а по душе. И Некрасов у нее – поэт из самых любимых, и в большесольских краях – в санатории «Золотой колос» – Елена Васильевна и вся ее семья не раз бывали.

Теперь с автором архитектурного проекта Ильей Брандуковым прямо на месте обдумывали, где и как на въезде в центр поселка лучше всего поставить новый памятник, в полтора натуральных роста, чтобы выигрышно смотрелся со всех сторон, чтобы побольше вокруг было воздуха, а сзади открывалась бы перспектива с дальней полоской тех самых лесов, где Некрасов так любил поохотиться.

Конкурсная комиссия отобрала для общественного обсуждения два проекта, оба – ярославских авторов. Имена их в секрете не держат. Соперники у Пасхиной и Брандукова – автор оригинальной скульп­турной композиции Дмитрий Бортников, выполненной по архитектурному проекту многоопытного дизайнера Анатолия Мартынова.

Оба проекта в моделях и макетах выставлены в актовом зале администрации Некрасовского района. Понравился один из двух проектов – бросай талончик с цифрами «единица» или «двойка». Победителя выберут простым большинством голосов сами жители района.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3drb/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость