Главное:

Я не знаю, зачем и кому это нужно

«Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает...» Замечательная песня – я ее и сегодня напеваю, насколько помню, – когда хочу вдохновиться на что-нибудь великое. Надо добавить для колорита, что слова сей песни написал немец Грейнц («Auf Deck, Kameraden, all auf Deck! Heraus zur letzten Parade!..»), перевела их Студенская (про которую дос-товерно известно лишь, что она была женой питерского профессора Брауна), а музыка сложилась почти что сама.

Как это так, представьте только: «Все вымпелы вьются и цепи гремят... Прощайте, товарищи! С Богом! Ура! Кипящее море под нами...» – и сразу подымается из сердца к голове горячая волна. И уже потом иной раз думаешь, вооружась поздним умом и зрелым опытом: да, мы, пожалуй, умеем умирать, но гораздо хуже умеем жить. В полном согласии со старинной русской поговоркой – на миру и смерть красна. Да еще как красна. Но вот жизнь...

Создатели фильма объехали полмира, только в Америке не были, но фильм получился довольно средний. Бескрылая мысль авторов буксует и далеко не идет. Публицистики нет, нет полета, а есть просто большой исторический репортаж. Но спасибо уже и за честность. Кропотливо представлены нам многие перипетии злосчастной судьбы крейсера, который не сразу же погиб до конца. Он был поднят со дна бухты Чемульпо японцами, восстановлен ими. Потом, накануне 1917-го, русское правительство выкупило эту материализовавшуюся легенду у Японии и отправило на ремонт к союзникам в Англию. Ну а большевикам до былого подвига «Варяга» дела не было, и он пошел за долги с аукциона на металлолом – а по пути на разборку, уже почти в стиле фарса, затонул второй и послед-ний раз у берегов Шотландии. Съёмочная группа спускалась на дно и предъявила нам какие-то железяки...

Рассказали нам и о судьбе капитана корабля Всеволода Руднева и его семьи. Здесь тоже прошёл драматический разлом, связанный с русской катастрофой ХХ века.

Досоветская Россия носила Руднева на руках, он стал чуть ли не единственным героем бесславно проигранной русско-японской войны. И счастливо умер. А вот его семейство сполна вкусило тяготы изгнания, покинув Россию в гражданскую... Мы увидели замечательного, уже не весьма молодого внука капитана, Никиту Руднева, который прожил всю жизнь во Франции и в сорок лет вдруг задумался о русских корнях и решил учить русский язык. И увидели разруху и запустение на месте усадьбы Рудневых под Тулой. Господский дом был разграблен и растащен на дрова местными поселянами, пруды превратились в гнилое болото, а реликвии славного семейства, за малым исключением, канули в небытиё...

Моровая полоса, кажется, осталась в далёком прошлом. Сначала, ещё в советские годы, вспомнили о «Варяге», сняли о нём игровой фильм (понадобились же уроки героики, свободной от чёрной памяти о гражданской розни!). А совсем недавно на родине капитана Руднева построили музей. И даже есть вроде как проект восстановить когда-нибудь потом храм Спаса на Водах в Петербурге, построенный на народные деньги в память о погибших русских воинах и взорванный в 30-х. Только вот в новом веке трудно что-то сбираются на это средства. Но хоть на память о «Варяге» никто не покушается.

На этой оптимистической ноте фильм и кончается. И все бы хорошо бы. Но в полном согласии с современной нашей исторической бессознательностью, с нашим идейным промискуитетом буквально следом на том же канале показан был давний киношлягер Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». Как это сказано у Тургенева в «Дворянском гнезде»: «И я сжёг все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал»!

«Неуловимые» – еще один привет из моего детства, когда эта лента имела большой успех. Сейчас я понял, почему этот фильм и в те времена нравился мне куда меньше, чем, скажем, «Белое солнце пустыни». Слишком много в нем мелкой хохмы. Вся историческая Россия в этом фильме представлена пошлой пародией, а идеализированы и воспеты молодые дикари (точнее «красные дьяволята» – так они звались в бляхинском литературном первоисточнике).

Едва ли не самым знаменитым стал небольшой кладбищенский эпизод. Ну да, благодаря прежде всего безупречному идиотизму героя Савелия Крамарова: «...А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина!» Но я сейчас присмотрелся и тихо ужаснулся: ведь отчаянные подростки разорили это самое кладбище, чтобы достичь поставленной цели! Впрочем, чего еще ждать от «дьяволят»?

А недавно по Первому каналу прошёл сериал «Девять жизней Нестора Махно» режиссёра Николая Каптана – ещё одна специфическая телерифма к «Мстителям». Анархисты, сподвижники Махно, изображены тут традиционно: сущими бандитами. Раньше на нашем экране и сам знаменитый анархист Махно представал откровенным придурком и отморозком. Теперь актёр Павел Деревянко попытался показать его как героя идеи. Правда, идея у Махно оказалась неправильная. В фильме он назван русским самородком, которого затянула стихия хаоса, борьбы, антигосударственная фронда. Такие идеи нам не ко времени и не к месту, убеждает режиссёр Каптан. От них одни неприятности и безобразия. Ну-ну. Оппозиционный журналист Станислав Яковлев (el cambio) очень критично в своём блоге в ЖЖ про это написал. Не решаюсь воспроизвести.

Но теперь, в этом новом сериале у Каптана, уже не белые, а красные, большевики, представлены комически – персонажами из оперетты. А положительными героями оказываются белые офицеры, которые, однако, обречены на поражение именно ввиду своего благородства. Такой вот возникает пессимистический акцент: в истории побеждают грязные негодяи и очумелые придурки. А культурность лишает сил и будущего. Вот так и чисти зубы на ночь. Пока ты их чистишь, есть кто-то, кто их точит. Как пел про мальчишек-юнкеров, убитых красногвардейцами в октябре 1917-го, декадент Вертинский, «...в бездарной стране даже светлые подвиги – это только ступени в бесконечные пропасти к недоступной весне». Эх.

...Ну а там, где с историей проблемы, и сегодняшний день является как-то криво. Не только прошлое, но и настоящее у нас предстаёт на телеэкране в каком-то причудливом виде. Давно уже я не смотрю выпуски новостей на ТВ, предпочитая Инет, а тут раз глянул и не возрадовался. Сплошной антизападный плакат, с какими-то кривыми злорадными усмешками, чуть ли не с подмигиванием. И американские астронавты-то оказались алкаши, и новый президент-то французский, Саркози, не амнистировал тамошних мазуриков – значит, злюка, нет у него присущего нашим политическим лидерам великодушия и всепрощения... И много ещё было всякого такого вот крутого разоблачения про их, значит, порочные, чуждые нравы. Хи-хи, ха-ха. А вот про наши вполне реальные беды: наводнение на Зее, странную эпидемию в Верхней Пышме – сообщали и в третью очередь, и как про досадные мелочи жизни...

Что тут скажешь? Нечего больше сказать. Помолчим пока.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3daf/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость