Главное:

Безыскусно по замыслу, пронзительно по сути...

Намедни премьеру выставки столичных живописцев, народных художников России Игоря Пчельникова и Марии Красильниковой, прошедшую в выставочных залах Союза художников, почтили своим присутствием не менее именитые и знаменитые, чем сами авторы, московские искусствоведы – доктор искусствознания Мария Чегодаева и заведующая отделом скульптуры ХХ века Государственной Третьяков­ской галереи Людмила Марц.

Любопытно, что за свою достаточно долгую жизнь в искусстве Игорь Владимирович Пчельников, один из самых крупных современных российских монументалистов, пожалуй, впервые выставляется за пределами столицы. Не может похвастаться активной «гастрольной» жизнью и Мария Владиленовна Красильникова (она не только коллега по профессии, но и супруга Пчельникова), ибо работает преимущественно в архитектурных проектах, а собственно живописи в её жизни отведено место яркой, насыщенной авторской индивидуальностью, но побочной партии. Нынешним визитом живописной четы мы обязаны прошлогоднему фестивалю «Преображение», в организации которого принимал участие член­корреспондент Российской Академии художеств Игорь Пчельников. А что касается присутствия на вернисаже высшего эшелона отечественного искусствознания, то милейшие дамы не постеснялись признаться, что они «сами напросились в гости», пользуясь, как говорится, случаем.

– Выставка Игоря Пчельникова и Марии Красильниковой в Ярославле, – заметила член президиума Российской Академии художеств Мария Чегодаева, – это событие, не только украсившее Академию, но и ставшее событием нашей со­временной культуры.

Именно о современной культуре, точнее, о подлинном месте настоящей живописи в пласте современной культуры и шла речь на пресс­конференции столичных гостей, предшествующей собственно вернисажу. Простите, я сказала «шла речь»? Оговорилась. На самом деле страсти на пресс­конференции кипели нешуточные. Робкие реплики немногочисленных журналистов были буквально затоптаны яростными монологами ярославских живописцев, стремящихся донести до столичных коллег своё мнение «по поводу». По поводу чего, спросите вы. Ответить будет непросто... Что является подлинным искусством и что – мнимым, лишь пеной, накипью современного шоу­бизнеса? Есть ли шанс у провинциального художника заявить о себе на российском рынке монументальных заказов? Можно ли вычленить из многочисленного клана новых русских, заказывающих профессионалам от палитры роспись собственных кухонь «под Рафаэля» (кроме шуток!), хоть одного мецената уровня Третьякова и Морозова? Как молодому художнику пробиться к славе и, что тут греха таить, деньгам и при этом «не выплеснуть ребёнка вместе с водой»?

Юрия Жаркова, известного ярославского живописца, заслуженного художника России, посетовавшего о том, что Ярославский художественный музей практически почил, вынужденный зарабатывать деньги проведением свадеб и устроением коммерческих выставок, «утешила» искусствовед Людмила Марц, поведав о том, что даже Третьяковка сдаёт помещения под банкеты, а поутру сотрудникам приходится стирать крем от бисквитных тортов с ценнейших античных статуй. А что делать? Выживать как­то надо. Далее последовал другой излюбленный русской интеллигенцией риторический вопрос – «Кто виноват?» Словом, страсти на вернисаже кипели отнюдь не церемониальные... Сошлись во мнении, что подлинное искусство всегда пробивается к жизни не «благодаря, а вопреки».

К слову, о подлинном искусстве. Что касается привезённых в Ярославль столичными живописцами Игорем Пчельниковым и Марией Красильниковой полотен, то они стоят того, чтобы на них посмотреть. Посмотреть, помолчать, уйти, подумать о жизни вообще и о своей в частности, и... вернуться, чтобы встретиться с этими холстами ещё раз.

Роднит творчество этих двух ярких, самодостаточных мастеров не наигранная антигламурность. Они не хотят понравиться любым путем, не наводят глянцевый лоск на холсты, не тратят время на золочение багетных рамочек (а зачастую и вовсе обходятся без оных), не морочат себе голову высасыванием из пальца сюжета. Они рисуют жизнь такой, какая она есть, какой они её видят, такой, над которой размышляют.

Тематика у Пчельникова своеобразная – земной, «страстный» путь Христа. Но по существу – путь каждого человека на земле. Для Пчельникова библейские мотивы – не иллюстрация к библейским сюжетам, а форма мышления, способ присутствия в этом мире. Для него это не прошлое, а вечное сейчас, переживаемое вновь и вновь с теми же напряжением и мукой.

Отдельной строкой в экспозиции проходит глубоко ранившая художника тема трагедии в Беслане. Женщин Востока, оказавшихся волею судеб по разные стороны баррикад – матерей, потерявших своих детей и шахидок, поднявших руку на человеческую жизнь, художник объединил чёрным цветом одеяний, но последних он намеренно лишил лица, вписав в амбразуру традиционно туго затянутого головного платка фрагмент зеркала.

Но если не заноситься в горние выси, то можно отдохнуть глазом и мыслью на других холстах автора. Нарочитое нагромождение грубых разноцветных штрихов художник назвал незамысловато – «Переписанный холст». В том же ключе выдержана работа «Не вышло»: дабы не возникло разночтений, Игорь Владимирович так и написал сверху штриховой какофонии – «нарисовал, перечеркнул, не вышло». Без отходов работает народный художник, молодец! Я говорю это искренне, потому что чувство юмора и умение по­смеяться над собой – достаточно редко встречаемое у больших мастеров качество.

Картины Марины Владиленовны Красильниковой столь оптимистичны, что их можно смело использовать в качестве иллюстрации к гипотетическому самоучителю «Как перестать беспокоиться и научиться радоваться жизни». «Излюбленный жанр художницы – сочетание натюрморта и пейзажа. Нередкая композиция – букет цветов на первом, очень крупном плане, а в отдалении, за окном – деревенская улица. Мир, увиденный через крупную деталь, становится по­особому лиричным», – так раскладывают по полочкам творчество Марины Владиленовны искусствоведы.

– Творчество Игоря Пчельникова и Марии Красильниковой – это то подлинное искусство, которое и останется в истории (я имею в виду Историю с большой буквы) от нашего времени, – заметила доктор искусствознания Мария Чегодаева, – человечное, трагичное, продолжающее лучшие традиции искусства ХХ века, оно, безусловно, переживёт назойливо насаждаемую сейчас бессмыслицу и безвкусицу так называемого актуального искусства. И именно Ярославль – город с богатейшими культурными традициями, способен оценить это глубже, нежели замусоренная шоу­бизнесом столица.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3d5q/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость