Главное:
Электролаб
-

Цветочные разногласия

Практически невозможно представить себе какой-либо цветок, произрастающий в средней полосе, который не стал бы рано или поздно источником вдохновения для художницы Тамары Николаевны Никоновой, чья персональная выставка открылась в выставочном зале Союза художников. Даже беспородный придорожный репей тронул флоролюбивое сердце художницы и стал очередным натурщиком для создания цветочного портрета.

Тамара Никонова известна в Ярославле именно как мастер натюрморта. Причем круг ее пристрастий даже в этом достаточно узком, но все-таки предполагающем некое пространство для жизнедеятельности жанре, запредельно односторонен: всю свою жизнь в искусстве Тамара Николаевна пишет цветы, стоящие в вазе (или кринке и кувшине). Но суть от этого не меняется. Редкие, наперечет, выпадения из темы пестиков и тычинок – например, «блинный» натюрморт, холст с соленьями-вареньями – свидетельствуют о том, что и за пределами лютиков-розмаринов Тамара Николаевна вполне компетентна и убедительна.

«Ее работы всегда хорошо скомпанованы, добротно прописаны, в них нет внешних эффектов, все предельно просто и естественно» – этим комментариям из буклета о творчестве художницы трудно возразить: все так и есть на самом деле. Тамара Николаевна пишет в реалистической манере, не размениваясь на всякие сомнительные эксперименты с цветом, мазком, композицией. Цветочные букеты на ее холстах являются зеркальным, фотографическим отражением оригинала.

Возможно, кому-то нравится именно такая прямолинейная и однозначная живопись. Даже наверняка нравится, потому что произведения Тамары Никоновой находятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом. Но даже явным и безоговорочным поклонникам творчества Тамары Николаевны в эти дни будет непросто насладиться ее живописью в полной мере. Почему? Все очень просто. Именно в эти дни в соседних залах проходит масштабная выставка народных художников из Москвы Марии Красильниковой и Игоря Пчельникова. Мария Красильникова тоже отдает предпочтение цветочной теме. Но для нее букет цветов, любовно прописанный на первом, очень крупном плане, становится лишь своеобразной точкой отсчета, линзой, через которую зритель может наблюдать жизнь русской деревни. Мир, увиденный через крупную деталь, становится по-особому лиричным.

Я не хочу сравнивать эти два совершенно разных подхода к отображению жизни цветов на холсте. В конце концов на вкус и цвет товарищей нет. Но почему-то около полотен Марии Красильниковой хочется длить и длить свое пребывание, а через залы с крепким цветочным настоем от Тамары Никоновой проходишь практически не задерживаясь, лишь отмечая глазом выше озвученный добротный профессионализм автора.

Хотя по большому счету это явный организационный просчет правления Союза художников, загодя планирующих выставочную деятельность ярославских и приглашенных авторов. На мой взгляд, крайне нежелательно одновременно экспонировать выставки со схожей тематикой, ибо у зрителя неизменно возникнет соблазн сравнения. Хотя я могу и ошибаться. Ведь кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber