Главное:

«Живопись никогда не была для меня хобби...»

Обсудить вопросы реставрации, а также проблемы сохранения и исследования культурного наследия России собрались в Ярославле музейные специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Киева, Вологды, Череповца, Костромы, Углича, Ростова Великого.

Н. В. Перцев – известный деятель русской культуры, реставратор, исследователь, музейный работник, художник – родился в Ярославле в семье известного музеолога, собирателя, краеведа Василия Александровича Перцева. С детства окружавшая его атмосфера глубокого интереса к искусству, почитания памятников культуры и старины, безусловно, повлияла на становление творческой личности Николая Перцева. С 1931 года Николай Васильевич жил в Ленинграде и, несмотря на то, что большая часть его жизни была связана с Государственным Русским музеем, связи с Ярославлем никогда не терял – в 1950-е годы реставрировал здесь произведения иконописи и фресковой живописи. Николай Перцев внес огромный вклад в сохранение и возрождение памятников культуры Санкт-Петербурга и его пригородов, а также целого ряда русских городов – Вологды, Кириллова, Новгорода...

Чтения памяти Н. В. Перцева проводятся с 1982 года в тех городах, с которыми была связана его деятельность, – Санкт-Петербурге, Вологде, Архангельске, Петрозаводске. В Ярославском художественном музее впервые чтения памяти Н. В. Перцева состоялись в 1993 году. Поскольку большая часть творческой жизни Н. В. Перцева была связана с реставрацией, одной из ведущих тем чтений являются вопросы реставрационного дела. Это тем более актуально, что в текущем году Ярославский художественный музей отмечает 35-летие научной реставрационной мастер-ской.

В фондах музея хранится значительная часть творческого наследия мастера. В этой коллекции – фрагменты его архива, уникальные фотодокументы, около ста произведений живописи и графики (всего творческое наследие Перцева-художника составляет около пятисот живописных и графических полотен). В день открытия научных чтений доктор искусствоведения, сотрудник Государственного Русского музея Ирина Яковлевна Богуславская – ученица, спутница и коллега Н. Перцева, прошедшая с ним по жизни несколько десятилетий, – преподнесла в дар Ярославскому художественному музею стеклянный молочник XVIII века, принадлежавший Николаю Васильевичу, и несколько фотографий Перцева из своей личной коллекции, сопроводив щедрый дар скупым комментарием: «Это последнее, что у меня осталось».

В рамках 7-х научных чтений, приуроченных к 105-летию со дня рождения Николая Васильевича Перцева, открылась третья персональная выставка художника. К сожалению, посетители музея, пришедшие на выставку по окончании работы научной конференции, смогут познакомиться лишь с малой толикой живописных и графических произведений художника. Основной и самой яркой частью экспозиции стала компьютерная презентация, позволяющая увидеть все творческое наследие Перцева, хранящееся в Ярославском художественном музее.

В экспозиции, доступной всеобщему обозрению, представлены в основном фотоархивы реставратора, книги, посвященные его творчеству, и полтора десятка холстов. Но даже их достаточно, чтобы подтвердить слова Николая Перцева, произнесенные им в 1978 году на открытии своей выставки в Ярославле: «Хотя моя основная профессия – реставрация древнерусского искусства, живопись никогда не была для меня, как принято говорить, хобби». Она всегда была средством самовыражения, создания художественных образов».

В экспозиции представлены небольшие пейзажи, натюрморты, цикл фантазийных космических работ. Стиль письма выдает в нем последователя течений французской живописи конца XIX века. Не случайно всю жизнь Перцев считал эталоном творчество Эдуарда Мане и Поля Сезанна. На холстах Перцева-художника реалистическое начало (не считая, разумеется, его космического цикла) тушуется перед вниманием автора к колористической организации холста, выразительности силуэта и цветового пятна.

По мнению куратора выставки и научных чтений в целом, искусствоведа («перцеведа», как окрестила ее директор музея Надежда Петрова, то есть специалиста по творчеству Перцева) Нины Голенкевич, «в каждом отдельном случае автор ищет свой живописно-пластический язык. Если ранние варианты тяготеют к натуре, то в последних художник намеренно уходит от нее, усиливая выразительные средства самой живописи».

При всей своей эксклюзивности в таком урезанном формате (без компьютерной презентации) выставка вряд ли доставит удовольствие широкому кругу почитателей живописи. Но если когда-нибудь, в будущем, сотрудники Ярославского художественного будут готовы показать живописное наследие художника Перцева в полном объеме, это станет событием не только для музейных специалистов, но и для рядовых зрителей.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3cir/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость