Главное:

Картинка Эрнста

Может быть, это и не совсем так, но ведь и правда: Первый канал вышел в дамки. Ещё летом об этом рассуждал в своих мрачных заметках телекритик Анри Вартанов, утверждая, что именно Эрнст разработал и первым применил стратегию современного российского телевещания, суть которой – дебилизация зрителя.

Эрнст первым догадался заменить политизированное информационно­аналитическое телевидение 90­х телевидением развлечений и дозированной информации. Теперь именно за это получают награды развлекательные программы Первого и его политотдел: пропагандистская программа Петра Толстого. Вот и сам Эрнст получает статуэтку в номинации «Лучший продюсер». У него и деньги, и прочие ресурсы. И другой телекритик, Юрий Богомолов, обиженно цитирует в «Живом журнале» пассаж, выброшенный из его авторской колонки в газете.

Суждение красноречивое: «Первый канал – стал Большим Братом в оруэлловском смысле. Теперь он задаёт моду в отечественном эфире и «считывает» население страны от 4 до 100 лет, как и задумывалось Константином Эрнс­том. Он, как полагают многие наблюдатели, распределяет пряники по своему усмотрению. Прочим братьям­каналам достаётся мелкая и не всегда чистая работа. Как в политическом, так и в бытовом отношениях. Прочим каналам в порядке поощрения доверено играть второстепенные роли и получать с барского плеча бронзовые статуэтки».

Показательно, однако, что многие главные события на ТВ прошли мимо Первого. Скажем, лучшей программой по истории по справедливости стали «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» («Россия»). А документальный фильм Александра Сокурова «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская» («ТВ­Центр») победил аж в трёх номинациях. Академики дали кучу наград слабому сериалу «Ленинград» Первого – но в итоге их перевешивает одна, но заслуженная награда, полученная в номинации «Телевизионный художественный сериал» телефильмом Николая Досталя «Завещание Ленина» («Россия») – безусловно, лучшим сериалом сезона.

Из скандалов. Обойдена наградой высокопрофессиональная информационно­аналитическая программа «Неделя с Марианной Максимов­ской» телеканала РЕН­ТВ. Порезали и речь гендиректора телекомпании «Совершенно секретно» Этери Левиевой, получавшей приз за фильм «Анна Политковская. Последнее интервью». Поблагодарив создателей фильма и руководителей своей компании, Левиева закончила так: «Спасибо, что остались ещё телеканалы, где мы можем показывать такие фильмы». В эфире СТС осталась только благодарность директору «Пятого канала», а последняя фраза Левиевой была отрезана.

Но самый, пожалуй, неприятный осадок остался от наречения лучшим репортёром израильского корреспондента «России» Сергея Пашкова. И дело даже не в том, что среди голосовавших именно в этой номинации было больше представителей ВГТРК. Дело в том, что Пашкову тут же припомнили, как он во время мятежа в секторе Газа вёл «прямые репортажи из Газы», находясь в сотне километров от неё, в Иерусалиме, и имитируя нахождение в эпицентре военных действий.

А следом за церемонией случилась и ещё одна не очень красивая история с Пашковым: его уличили в том, что журналист подставил попросивших его о помощи коллег с другого канала, «увёл» у них кассету с записью интервью находившегося на лечении в Израиле актёра Абдулова, больного раком лёгких, и сделал в понедельник «эксклюзивный» сюжет – интервью со знаменитым артистом – на своём канале.

...Такие у нас, сударь, нравы (перефразируем реплику героя Островского). Но всё­таки помимо кризиса профессии и вопреки картинке Эрнста на телеэкране у нас есть другие люди, другие слова, другая реальность.

Неизменно радовал на этой неделе канал «Культура». В особенности – циклом передач к юбилею нашего земляка­ярославца, великого театрального режиссёра Юрия Любимова. Создателю и руководителю Театра на Таганке, живой легенде русского театра – 90! Так держать, Юрий Петрович! Вспоминая о первом ярком детском впечатлении, режиссёр говорит: «Я хоронил Ленина. Мне было семь лет. Привёл меня мой старший брат. Было очень холодно, и я отморозил щёки, нос. Горели ночью костры везде, я это очень хорошо помню. Папа дал старшему затрещину и сказал: «Зачем ты мальчишку повёл смотреть на этого скверного и злого журналиста?»

Как­то вышло, что я впервые увидел по ТВ запись давнего спектакля Любимова «Десять дней, которые потрясли мир». Постановки о революции – в наше­то время, когда мы боимся революции, как чёрт ладана... Но я снова почувствовал, насколько это живой и обаятельный, хотя и не очень близкий мне театр. Театр поэтический, публицистический, подчас митингово­лозунговый, где учтены и Брехт, и Мейерхольд. Одна из лучших сцен мира в ХХ веке.

Ну а сейчас Любимов ставит грибоедовское «Горе от ума» (в версии театра «Горе от ума – Горе уму – Горе ума») и «Замок» Кафки. Актуально? Ещё бы.

И ещё два мемориальных события на ТВ заслуживают упоминания. Вечер памяти Анатолия Собчака – политического наставника нынешнего нашего президента. И ретроспектива недавно покинувшего наш мир великого итальянского кинорежиссёра Микеланджело Антониони. Может быть, на «Культуре» был показан и не оптимальный набор его шедевров. Но это не так важно. Важно другое: особый, пусть и почти не востребованный сегодня опыт человеческого существования, который увековечил мастер. Любимые им женские образы, которые на сей раз навели меня на мысль о том, что в середине прошлого века девочки хотели выглядеть взрослыми женщинами – а ныне женщины хотят оставаться девочками. Скажете не так?

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3chh/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость