Главное:

Последний человек Возрождения

Тонино Гуэрра при жизни стал классиком, прославившись своими сценариями к знаменитым фильмам Феллини, Антониони, Тарковского, Де Сики. Его сценарии восемь раз отмечены в Каннах «Золотой пальмовой ветвью», он обладатель двух премий «Оскар». На родине о нем говорят, что он «золотой нитью своего таланта прошил весь итальянский кинематограф», и называют «последним человеком Возрождения». Сам Тонино от подобных дифирамбов открещивается: «Когда меня называют классиком, я делаю вид, что не слышу этого, потому что мне кажется – это немного слишком. В моем возрасте к любому почтенному обращению относишься весьма равнодушно. И не потому, что принимаешь это как должное, просто есть гораздо более серь-езные вещи...»

Однако сценарий сам по себе (вне фильма, снятого по нему) продемонстрировать трудно. А вот картины, мебель, изразцы, керамику, текстиль с оригинальными рисунками – можно. Именно эти шедевры выставлены сегодня в Ярославском художественном музее.

Вернисаж Тонино Гуэрры в Ярославле – не случайность: здесь в минувшем августе по инициативе ректора педагогического университета Владимира Афанасьева и предпринимателя и мецената Вадима Соловьева было создано первое и единственное в России отделение Ассоциации культуры Тонино Гуэрры. Эта выставка в сентябре демонстрировалась в Москве («Северный край» рассказывал об этом 15 сентября), но ярославцы имеют возможность насладиться более полным ее вариантом.

Рисовать Гуэрра начал практически с рождения и уже мальчишкой стал зарабатывать этим на хлеб. В те же годы, когда юный Феллини продавал свои карикатуры на улицах Рима, Тонино подрабатывал оформителем в газетах. Во время учебы в университете Гуэрра много и плодотворно пишет, вскоре выходят первые сборники его стихов, чуть позже – прозаические произведения. В 1956 году он сочиняет первый сценарий, а после выхода в прокат картины Антониони «Приключение», снятой по сценарию Гуэрры, он становится востребованным сценаристом.

Это было в 1960 году. С тех пор, взяв столь высокую ноту, Тонино Гуэрра продолжает идти вверх, и когда кажется, что лучше сделать уже невозможно, Гуэрра делает.

Посвятив себя литературной деятельности, отказаться от живописи он все-таки не смог. Единое творческое простран-ство, в котором вращались художники, кинематографисты, писатели в 60-е годы прошлого века, способст-вовало оттачиванию многогранных талантов.

«Каждый пишет, как он дышит...» Это – про Гуэрру. Он – оригинальный рисовальщик, создает живописные персонажи легко и непринужденно, не стараясь понравиться. Наверное, так самозабвенно рисуют только дети. И взрослые, которые помнят то время, когда они были детьми. «Един-ственное, чем ты обладаешь навсегда, – это те вещи, которые были у тебя в детстве. Мы уже побывали в раю...» – считает Гуэрра.

Выставка работ знаменитого итальянца зачаровывает, поражает, но и несколько подавляет своей масштабностью. Переходишь от картины к картине, вчитываешься в стихо-творные строки, умиляешься карикатурам к «Камасутре» и вдруг понимаешь, что перестаешь воспринимать и впитывать, а лишь констатируешь «с холодным носом» собственное присутствие на престижной выставке. «Объелся». Так невозможно впитать в себя за один визит весь Эрмитаж или Третьяковку. Хочется прийти «с голодными глазами» еще и еще. Однако по финансовым причинам это сделать будет не так просто: проект-то коммерческий, и цена на билет очень высока для Ярославля, привыкшего потреблять искусство за три рубля, фигурально выражаясь. Но единожды познакомиться с «Подарками Тонино Гуэрры» все-таки стоит.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp