Главное:

«Спорт гигантов» не хочет быть карликом

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ «КАЧЕЛИ»

Ярославская область давно является индикатором россий­ского волейбольного процесса. Еще в далекие шестидесятые женская сборная области стала одной из лучших команд России и дала нашему региону первого мастера спорта по волейболу Татьяну Мазун... В конце семидесятых – начале восьмидесятых заставил говорить о себе ярославский «Автомобилист», единым махом взлетевший в «Класс «А» российского первенства и без паузы принявшийся штурмовать вершины союзного чемпионата.

Новая страница ярослав­ского волейбола открылась с появлением у руля нашего неф­теперерабатывающего завода Евгения Николаевича Заяшникова, возвращением в Ярославль Сергея Шляпникова и выходом строительства спортивного комплекса «Атлант» на финишную прямую. Заводских средств, вкупе с возможностями «Атланта», хватило Шляпникову, чтобы на стыке веков вывести «Нефтяник» в лидеры российского волейбола.

Увы, идиллия закончилась так же быстро, как и начиналась: «Славнефть», поменяв директора на НПЗ, поставила перед новым управленцем задачу – производство прежде всего! Волейбольный клуб едва не повис на волоске, и лишь благодаря усилиям губернатора Анатолия Лисицына «Славнефть» совместно с администрацией области нашли способ финансирования команды. В прошлом сезоне «Нефтянику» не хватило одной победы для выхода в плей­офф (да и место в суперлиге наши волейболисты отстояли на удивление спокойно).

И тут возникла еще одна коллизия – в прошлом году новое руководство Всероссий­ской федерации волейбола решило вывести свой вид спорта на принципиально новый уровень. И предложило создать профессиональную волейбольную лигу – по аналогии с футбольной премьер­лигой и хоккейной суперлигой, но с приоритетом экономических задач новой структуры.

ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ – РЕЗУЛЬТАТ...

Требования к новой лиге впечатляют: игровой зал не менее чем на две с половиной тысячи мест, соответствующий всем требованиям международной федерации (приблизительно полтора листа убористого текста), гарантии региональных властей на стабильное финансирование клубов (минимум – миллион долларов), прозрачность бюджетов, наличие у клуба базы подготовки молодых волейболистов: ДЮСШ, интернат, фарм­клуб...

– Когда в 1988 году мы создали команду «Нефтяник», наши планы ограничивались выходом ее в первую лигу союзного чемпионата к середине девяностых годов, – рассказывает главный тренер команды Сергей Шляпников. – И с учетом того, что «Атлант» тогда охотно шел на увеличение тренировочного времени в необходимых для команды пределах, мы совершили решающее ускорение, которое до сих пор позволяло удерживать «Нефтяник» в числе лучших команд России. Естественно, мы понимали: наш вид спорта обязательно пойдет по пути футбола – хоккея – баскетбола, и нам в начале века нужно было готовить некий «асимметричный» ответ. К примеру, делать ставку на подготовку собственных волейболистов. Поэтому вопросы о создании универсальной базы игровых видов спорта мы начали ставить еще тогда, когда наша собственная инфраструктура вполне соответствовала задачам, стоящим перед клубом и командой.

Восемь лет Шляпников делил внимание между клубом и возглавляемой им молодежной сборной страны, занимаясь всем – от организации тренировочного процесса до поисков спонсоров и спарринг­парт­неров. Делалось это с единст­венной целью – не оставить страну без смены. Эту задачу решить удалось. Правда, для «Нефтяника» проблема осталась. Более того, она даже усугубилась.

Дело в том, что спорткомплекс «Атлант» – не только место, где ярославцы принимают соперника в домашних матчах чемпионата России. Это еще и тренировочная база «Нефтяника». А хозяином «Атланта» наш клуб так и не стал.

– Волейбол – единственная «вневременная» командная игра. Матч может продолжаться час, а может затянуться на все два с половиной. Соответственно должен быть обустроен и тренировочный процесс. Иногда нам нужно всего час интенсивной работы и два часа на восстановление. А бывает момент, когда для полноценной тренировки не хватает трех часов, – комментирует ситуацию Сергей Константинович. – Но клуб, являясь арендатором помещений «Атланта», вынужден укладываться в отведенное ему тренировочное время, как в прокрустово ложе. Ни один наш соперник по суперлиге в такие условия не поставлен – каждый имеет как минимум свой тренировочный зал. Лидеры к тому же еще и тренируются в тех же дворцах спорта, в которых выступают. Естественно, что руководство «Атланта» идет нам навстречу, распределяя какое­то незадействованное время, но и оно тоже не абсолютно свободно. «Атлант» – подразделение «Славнефти», и главная задача, которая стоит перед спорткомплексом, – обеспечение рентабельности и прибыльности своего функционирования. Наш же спорткомплекс, кстати, изначально спроектирован не под спорт высших достижений, а под обеспечение физкультурно­массового процесса.

ОВЧИНКА И ВЫДЕЛКА

Естественно, что создание собственной игровой арены – не единственное, о чем болит голова у президента клуба. После того, как для спортсменов стала практически недоступна гостиница «Спорт» (изначально возводившаяся под интересы «Нефтяника»), возникла необходимость строить собственную тренировочную базу, где волейболистов можно было бы готовить к играм, восстанавливать, лечить, кормить и даже на какое­то время изолировать. К тому же там можно было бы поставить «на поток» подготовку молодежи.

Естественно, возникает вопрос – на какие деньги строить и как потом содержать? Ясно, что в спортивный объект придется (особенно на первых порах) вкладывать и вкладывать. Но тогда можно взглянуть на вопрос с другой стороны: в самое ближайшее время в Ярославле предполагается воздвигнуть несколько физкультурно­оздоровительных комплексов, плюс – «дутый» легкоатлетический манеж на месте нынешнего стадиона «Торпедо» (подробности – в номерах «Северного края» за 11 марта и 27 апреля сего года). Почему бы на базе одного из них не создать центр подготовки молодых волейболистов даже не области – всего Северо­Запада России? Ибо во всем нашем регионе только Ярославская область сохранила волейбол в его настоящем виде. И при тех условиях, которые выставляет ВФВ будущим клубам ПВЛ, этот может превратиться в курочку, несущую золотые яйца.

ИНОГДА ОНИ ОКУПАЮТСЯ

Дело в том, что федерация затеяла этот проект не от избыточной фантазии – с недавних пор нашим волейболом руководят люди предельно прагматичные. Им небезразлично то, что волейбол втянулся в гонку финансовых вооружений, будучи, по сути, затратным видом спорта. И чтобы не повторять ошибок того же хоккея – футбола, руководство нашей волейбольной федерации решило вывести лучшие клубы на уровень самоокупаемости в течение первых трех – пяти лет существования профессиональной лиги. Возможности наших клубов выйти «в ноль» определяются в свою очередь тремя уже упомянутыми факторами: наличием развитой инф­раструктуры, традициями в подготовке молодых волейболистов высокого уровня, интересом властей в поддержке «спортивной вертикали» сверху донизу.

По всем планам федерации, мы вполне можем если не перегнать, то уж догнать италь­янский чемпионат серии «А», который на сорок процентов окупается только за счет продажи прав на телетрансляции. А еще трансферы игроков, реклама, сборы от билетов... Что касается необходимости заполнения тех самых двух с половиной тысяч мест, на которые должен быть рассчитан будущий спорткомплекс, то тут опасения излишни – сколько скептиков не верило, что народ пойдет в «Арену» на хоккей? Кстати, есть еще нюанс, который также работает в пользу Ярославской области – наличие здесь как мужского («Неф­тяник», «Строитель»), так и женского («Ярославна­ТМЗ») волейбола. Основные волейбольные центры России – Моск­ва, Одинцово, Белгород, Казань – идут именно путем параллельного развития женского и мужского видов спорта.

ПРИ ВСЕМ БОГАТСТВЕ ВЫБОРА

Есть и еще одно обстоятельство, заставляющее внимательно отнестись к нуждам и потребностям волейболистов. Оказывается, при всем богатстве выбора альтернативы Ярославлю в России нет.

– Дело даже не в том, что в этом сезоне мы суперлигу, скорее всего, покинем, – говорит президент «Нефтяника». – При необходимости уже в следующем мы, если такая задача будет перед нами поставлена, вернемся обратно. Логика простая: кто в этом году возвращается в суперлигу? Наши старые знакомые – команды Нижневартовска и Перми. В выс­шей лиге «А» бюджет новосибирского «Локомотива» превышает бюджет каждого из упомянутых клубов в несколько раз. Но сибиряки только четвертые – хотя инфраструктура у них великолепная и состав больше соответствует уровню суперлиги... Зато в Нижневартовске и Перми есть преем­ственность и умение добиваться результата за счет работы в зале, за счет подготовки соб­ственных воспитанников, из которых и складывается костяк команды. Это, кстати, еще и показатель того, насколько непросто создать профессиональный волейбольный клуб «с нуля», даже при наличии всего необходимого.

Другой вопрос – ради чего возвращаться? Ради того, чтобы снова и снова биться за выживание? Но очень многие специалисты в области волейбола полагают, что ярославский волейбол способен на большее, а значит – большего и достоин.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3ad6/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость