Главное:

Как разбудить совесть у должника?

– У нас дача в Ярославском районе, рядом с Мордвиново. Деревушка в три дома, автобусы до неё не ходят, а пешком далеко и грязно. Кроме «Нивы» по нашему бездорожью ни одна машина не проедет, – рассказывает Валентин Леонидович.

На отечественный внедорожник пенсионеры собирали деньги лет семь. Нельзя сказать, что недоедали и недопивали, но свои расходы, и без того более чем скромные, урезали до минимума. И, наконец, в 97-м году их мечта сбылась – за 46 миллионов ещё неденоминированных рублей купили «Ниву»-21213. Три года супруги Журавлёвы не знали забот: весной уезжали в деревню, осенью возвращались в город. Надо по делам в Ярославль – пожалуйста, урожай перевезти – никаких проблем. Но в 2000 году автомобиль угнали.

– Пятеро молодых ребят проломили крышу гаража, изнутри открыли ворота и спокойно

уехали. Четверых поймали практически сразу, но где находится машина, они так и не сказали, – вспоминает Валентин Журавлёв. – Виновным в угоне моего автомобиля признали только одного человека – Сергея Егорова, дали четыре года условно. На суде мне разъяснили, что я могу в порядке гражданского судопроизводства предъявить ему иск на возмещение материального ущерба, что я и сделал. Суд Дзержинского района принял решение взыскать с Егорова в мою пользу 125 тысяч рублей.

Валентин Леонидович отнёс исполнительный лист в службу судебных приставов Дзержин­ского района. Но Егоров не горел желанием расплачиваться по долгам.

– И вот уже несколько лет я звоню приставам, периодически хожу к ним, требуя принять какие-то меры в отношении злостного неплательщика. Отдавать мне деньги Егоров категорически отказывается и, как мне объясняют в службе судебных приставов, они ничего не могут с ним сделать, так как он нигде не работает, никакого имущества не имеет, по месту прописки не проживает и по повесткам не является, – рассказывает пенсионер Журавлёв. – Я ходил на приём к руководителю областной службы судебных приставов Игорю Менько, он меня направил к начальнику приставов Дзержинского района Светлане Киселёвой, она отослала к исполнителю Надежде Ларионовой. А та только развела руками, сказав: «Ничем вам помочь не можем».

Стремление Валентина Леонидовича вернуть свои деньги вполне объяснимо. Для пожилого человека с небольшой пенсией сумма в 125 тысяч рублей весьма существенная, тем более, что надо отдавать долги, в которые они с женой влезли, покупая машину взамен украденной.

За комментариями по этому вопросу мы обратились в пресс-службу управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области. На запрос пришёл ответ следующего содержания: «Дей­ствительно в Дзержинском районном отделе судебных приставов на исполнении находится исполнительное производ­ство о взыскании 125 тысяч рублей возмещения ущерба с Егорова С. В. в пользу Журавлёва В. Л. По сведениям, указанным взыскателем, а также по факту длительного неисполнения решения суда управлением ФССП по Ярославской области будет проведена соответствующая проверка работы судебных приставов Дзержинского районного отдела. Её результаты будут сообщены взыскателю».

В разговоре с нами старший группы по связям с общественностью управления Марина Акимова отметила, что в деле есть некоторые моменты, которые вызывают вопросы к самим судебным приставам.

– Если выявятся недоработки, то приставы могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, – поясняет Марина Владимировна. – По аналогичным ситуациям и для консультаций ярославцы могут обращаться в нашу службу доверия по телефону (4852) 74-51-58, мы поможем во всём разобраться.

В случае с Егоровым всё намного сложнее. По словам Марины Акимовой, уголовное дело неплательщику не грозит.

– Уголовное преследование возможно только в отношении должностных лиц, которые не исполняют решение суда, а также людей, уклоняющихся от выплат кредитов и алиментов, – говорит Марина Владимировна. – Ни под одну из этих категорий Егоров не подпадает, однако к нему можно применить меры административного характера. В этом случае ему грозит штраф от тысячи до двух с половиной тысяч рублей.

И тут начинается самое интересное. Вряд ли у должника вдруг проснётся совесть и он активно примется погашать все свои долги и штрафы. Приставы могут его увещевать и уговаривать, однако взыскать деньги с официально нигде не работающего и ничего не имеющего в собственности человека у них вряд ли получится. Итог дела для потерпевшего окажется неутешительным: производство будет окончено актом о невозможности взыскания.

– Но у взыскателя остаётся право в течение трёх лет снова подать иск на возмещение материального ущерба, – поясняет сотрудник пресс-службы. – И так может продолжаться бесконечно, потому что принудить должника выйти на работу мы не можем, законодательством эта мера воздействия не предусмотрена.

Пенсионеру Журавлёву где-то даже повезло. Пока Егоров учился в техникуме, из его стипендии высчитывали энную сумму на погашение иска. В общей сложности молодой человек выплатил Валентину Леонидовичу около восьми тысяч рублей, многие не могут взыскать и такие деньги. И корень зла вовсе не в недостаточной разворотливости и неисполнительности судебных приставов. Суть проблемы – в реальном несовершенстве законодательства. Закон должен дать судебным властям рычаги воздей­ствия на неплатёжеспособного должника. Или на должника, успешно притворяющегося таким.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3tj3/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость