Главное:

Может, в новую жизнь не гожусь...

С детства привык Михаил, крестьянский сын, полагаться лишь на свои силы. Его отец и дядя жили на хуторе в Тарновском районе Вологодской области. Держали шесть коров и три лошади. Жила семья в большой по северному обычаю избе. У Ивана подрастал сын Мишка и у брата - трое детей. В коллективизацию их раскулачили - разорили родное гнездо, отняли животину. Мама четырёхлетнего Миши не выдержала, слегла, а потом ушла из жизни. Старшие Папышевы оставили детей на сестру, а сами подались в Архангельск, потом в Ярославль, работали на заводе, мыкались по углам. Иван решил: «Умирать, так всё же на родине». Вернулся в 1937 году на Вологодчину, устроился плотником. А вскоре его арестовали за политическую агитацию и расстреляли. И сын, десятилетний паренёк, попал в детский дом. Через какое-то время сироте дали направление на учёбу в школу ФЗО - фабрично-заводского обучения. За полгода Михаил освоил специальность слесаря, получил четвёртый разряд. В 1942 году всю школу эвакуировали на Урал. Мишка оказался на знаменитой Магнитке. Там и ковали победу юные фабзайчата. Папышев вспоминает: «Три года мы жили в землянках по 100 - 150 человек. Только в 1945 году нас перевели в общежитие по четыре человека в комнате. И как мы ждали окончания войны! Верили: кончится она, и заживём мы хорошо, радостно и спокойно».
На Магнитке Михаил приобрёл ещё две специальности - токаря и фрезеровщика. Вся книжка исписана благодарностями и записями о наградах-премиях. Вырастил сына и дочь, дал им образование.
Тяжело заболел Папышев - пожалуйста, бесплатное лечение в санатории - и не по одному месяцу. На заводе он бесплатно получил трёхкомнатную квартиру. И платил по 25 рублей в месяц при заработке в 300 - 350 рублей. Жизнь шла по накатанному пути.
Хитрая арифметика
А теперь во многом не разберёшься... Квартплата съедает значительную часть пенсии. И субсидию не дают, поскольку у них с супругой на душу выходит достаточно дохода. То есть, если ты вкалывал и хорошо зарабатывал - помощь тебе не положена. И это не единственный парадокс, который заводит в тупик пенсионера.
«Целый год у них 31 день в месяце», - возмущается Михаил Папышев. Принесли квитанции на оплату жилья за февраль. Вроде бы обещали, что за этот месяц квартплату чуть снизят. Ан нет! За январь - 2135 рублей, а за февраль вышло 2201... И это со льготами в пятьдесят процентов, положенными ему как жертве политических репрессий!
Пошёл в управляющую компанию - говорят, всё правильно: просто благодаря перерасчёту за декабрь минусовали полторы сотни рублей из январского счёта. А так было бы в январе и вовсе 2283 рубля!
Хитрая арифметика, невесть откуда взявшийся перерасчёт - сразу ветеран не нашёлся что ответить, но не успокоился. Вернулся домой, засел с карандашом за расчёты. Разделил 2283 рубля на 31 день, вышло: платил он в первом месяце года по 73 рубля в день. Потом поделил февральскую плату 2201 на 28 - получил 78. То есть всё равно больше, чем в январе. Опять поспешил в контору со своей арифметикой. Выяснилось: опять неправильно подсчитал - у них все месяцы в году по 31 дню! Как ни крути - всё не в пользу жильца... Удивляется старик: «Три дня в феврале, которых нет, я должен оплатить!»
Работники на заказ
Прежде никому в голову не приходило интересоваться: а из чего складывается квартплата? Просто платили, сколько в квитанции указано, и всё. Сейчас поневоле заинтересуешься: а за что столько платишь? Вот по строчке «содержание и ремонт жилья» управляющая компания получает от четы пенсионеров 4,5 тысячи рублей в месяц без льгот. За год - около пятидесяти тысяч. При этом уже несколько лет старик хлопочет, чтобы заделали швы на фасаде - стены в его квартире мокнут, как только дождь. В 2005 году написал заявление, пришла комиссия - и начали кормить обещаниями. Наконец в прошлом году по весне на стене дома появилась люлька со строителями. Зависла она рядом с окошком Михаила Ивановича. Увы, напрасными оказались его надежды: заделав швы на паре соседних квартир, мастера исчезли вместе с люлькой. Начальник линейного участка Елена Волгина на наш вопрос, почему старика обидели, ответила: «Приезжала вышка - швы заделали на стыке стены маленькой комнаты и лоджии. Он просто не знает. А у нас всё отмечено». Папышев не согласен: следов ремонта не видно!
Чтобы в таких случаях не попросить человека расписаться в приёмке работы? Не было бы спора. Всему виной ничем не объяснимое равнодушное и даже какое-то высокомерное отношение к жильцам, сложившееся ещё в РЭУ, ДЕЗах и т. п. - хоть многие и сменили вывески. Тут стоит процитировать очень справедливые слова, прозвучавшие из уст директора одной из управляющих компаний: «Не понимают ещё коллективы, что работают на заказ». Действительно, не осознают ещё многие работники ЖКХ ответственности перед теми, кто им даёт работу и зар­плату, - перед собственниками жилья.
Закон и логика
Владельцев приватизированных квартир не перестаёт удивлять и огорчать Жилищный кодекс. Папышев горюет: «Живём мы в трёхкомнатной квартире вдвоём. Жена - инвалид II группы, на улицу не выходит. Мне 83 года, я и в магазин-то за продуктами хожу не каждый день. За лифт стали платить в 2,5 раза больше. Кто-то живёт вшестером в однокомнатной квартире и платит меньше. Почему мы, старики, должны платить за молодых, здоровых людей?»
Записной знаток Жилищного кодекса отбарабанит: потому что лифт относится к общему имуществу дома и обязанность содержать его - на плечах собственников жилья. При этом ЖК РФ формально даёт владельцам приватизированных квартир право на самостоятельность, на выбор: «Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования». (Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., ст. 17).
Замдиректора МУП «Ярославльлифт» Павел Кутепов сообщил: у предприятия остались лишь функции эксплуатации и ремонта лифтового оборудования, а само оно теперь - часть общедомового имущества. И рассказал: в некоторых ТСЖ собственники жилья принимают решение платить за лифт не с метров, а с количества проживающих. Но любой несогласный может это оспорить в суде.
Михаил Папышев пишет: «В прошлом году перед выборами к нам во двор приезжал кандидат в депутаты Николай Александрычев. Он согласился со мной: неправильно это, с лифтом-то. И пообещал мне: будем, дескать, настаивать, что платить надо с человека. Я как читатель «Северного края» очень слежу за работой област­ной Думы и какие вопросы они решают. Но до сих пор вопрос о лифтах даже не ставился...»
Из Ярославской областной Думы нам ответили:
- В 2007 году депутаты выступили с инициативой о внесении дополнений в часть
2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ о размере платы за пользование жилым помещением и его содержание, предложив плату за пользование и техническое содержание лифтов, вывоз бытовых отходов определять «исходя из числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении. При этом плата за пользование и техническое содержание лифтов не взимается с граждан, проживающих на первых этажах многоэтажных домов». Но до сих пор законопроект находится в Госдуме РФ. Дата его рассмотрения пока не назначена.
Друг-товарищ
Михаил Иванович - токарь высшего разряда, человек умный и любознательный. Следит за тем, что говорят по телевизору и о чём в газетах пишут. Заинтересовался новыми двухставочными электросчётчиками - экономия от них будто. Но подруга жены рассказала следующую историю. Установили ей счётчик за 670 рублей. Это со льготой - так бы вышло 1100 рублей. А пробки оставили старые. Захотелось женщине новые, как у соседки. Но электрик сказал: «А это уже за другую плату!» Сколько? Отвечает: семьсот рублей, но ей как пенсионерке скидка, поэтому пятьсот рублей. Вот так пробки - дороже счётчика! Взволнованный, Михаил Иванович сбегал в магазин. А там, оказалось, эти пробки продаются по цене от 85 до 120 рублей... В Ярэнергосбыте сообщили: пробки электрик покупает сам. Опять старику остаётся только удивляться: как это ухитряются некоторые «работяги» объегоривать людей ради такой «суперприбыли»?
Вспоминает: «А какие мы были честные и порядочные! Потеряет, бывало, кто-нибудь продовольственную карточку - так все понемногу хлеба отрежут, а то свой завтрак отдадут или ужин. Никакой вражды из-за того, какой ты национальности, не было. А теперь построили капитализм - живи и радуйся! Каждый день: то сожгли, то взорвали. Людей убивать стали прямо у прохожих на глазах!» На вопрос о раскулаченных родителях, расстрелянном отце ветеран сообщает: зла за это на прежнюю власть не дер­жит - такие были времена. И с упорством настаивает: «При капитализме человек человеку волк. А при советской власти - друг-товарищ».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3tb8/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость