Главное:
-
Мёд в этих «сотах» не иссякнет

Мёд в этих «сотах» не иссякнет

Совсем не то сегодня, когда мобильных телефонов стало больше, чем стационарных, а искусство операторов сотовой связи «качать деньги» возвысилось до состояния виртуозности... Публикуя 11 марта материал «Деньги улетают с бесплатным гудком», мы полагали, что тема исчерпана. Однако период пары месяцев затишья сменился временем лихорадочного обрывания телефонов. Абоненты, которым ста пятидесяти – двухсот рублей хватало раньше на месяц, жаждали узнать, почему эта же сумма списывается со счёта за неделю?

Конечно, многие из них перед тем, как связаться с редакцией, звонили своему сотовому оператору, от которого узнавали, что в конце февраля – начале марта практически все тарифы с посекундной оплатой волевым решением большинства операторов, в числе которых, например, «Билайн» и «Мегафон», переведены на поминутную. Сильнее всего это ударило по малообеспеченным слоям пользователей. Люди финансово обеспеченные предпочитают безлимитные тарифы – положил сотню-другую «вечнозелёных» и говори весь месяц сколько хочешь. А вот старым и малым сотовая связь нужна в посекундном режиме: родителям, чтобы узнать, живо ли, здорово их чадо; старикам, чтобы дать знать о себе, случись что «нештатного». При посекундной тарификации абонент платил ровно за то время, сколько говорил. При поминутной от рубля до двух снимается уже за сам факт соединения. Да ещё та же сумма, если проговорил не шестьдесят секунд, а, к примеру, шестьдесят две...

Ничего не подозревавшие бабушки и дедушки сначала потеряли некоторую сумму денег и уж только потом принялись звонить в службы поддержки своих операторов, где им в один голос заявляли: тарифные планы изменились – введена поминутная тарификация.

Конечно, читатели нашей газеты уже представляют себе дальнейший разговор: пришло, дескать, мобильное сообщение, в котором абонента предупреждали об изменении тарифов. А абонент, конечно, это сообщение проигнорировал... Ан нет, сотрудники операторов отвечали, что это объявление размещено на их сайте, который зарегистрирован в качестве СМИ.

А как быть, если нет доступа к сайту да и самого компьютера? Тут операторы предпочитали вешать трубку или отвечать, что в договоре указано их право размещать информацию на сайте.

Между тем в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи», в пункте 21 сказано: «...Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату. Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг подвижной связи обязательным оказанием иных услуг связи». Кроме того, там же имеется пункт 27, в подпункте «а» которого говорится: абонент вправе получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи. А подпункт «в» говорит о том, что абонент вправе отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором...

У нас в редакции доступ в Интернет, конечно, есть. Однако мы полчаса искали на сайте одного оператора объявление о переходе некоторого тарифного плана на поминутную оплату, а на другом сайте вообще в тарифных планах не было указано, что за система оплаты предусмотрена в том или ином случае.

МТС – единственный оператор, пока в подобном не замеченный. Так там другая беда – «тихое» подключение к услуге «Другие регионы». Это значит, что когда ярославец уедет куда-нибудь в Москву, ему будет несколько дешевле звонить в свой регион. Не то чтобы совсем бесплатно, а так, слегка... Правда, за этот сервис оператор снимает в день... рубль. Подумаешь, рубль. Да его по нынешним временам и не заметишь! Ну, на это, собственно, и рассчитано – пока человек заметит, что с него по рублю в день снимают, за месяц сколько рублей получится? С одного абонента – тридцать, с другого... Так получаются весьма серьёзные суммы.

Любопытно, что все судьбоносные решения три основных оператора сотовой связи региона приняли практически одновременно. Судите сами: 24 февраля один из самых выгодных тарифных планов «Билайна» – «Новогодний» прекращает своё существование, а 20 февраля приказывает долго жить мегафоновская «Секунда». И в это же приблизительно время МТС начинает предлагать ярославцам услугу «Другие регионы».

Такими совпадениями не нам бы заниматься, а Федеральной антимонопольной службе... Мы зашли на сайт ФАС и там в разделе «Аналитика» обнаружили следующее умозаключение: «Рынок услуг связи постепенно выходит из естественно-монопольного состояния. В настоящее время различные сегменты рынка представлены разными типами – от естественных монополий (услуги общедоступной электрической и почтовой связи, трансляция программ теле- и радиовещания) до конкурентных секторов (услуги мобильной телефонной связи в отдельных регионах). В целом для отрасли характерно постепенное развитие конкуренции на основе достижений научно-технического прогресса». То есть прогресс настолько победил монополизм, что и следить за операторами сотовой связи уже особой необходимости нет?

Тем не менее «Билайн» и в условиях нового тарифного плана (посекундного, кстати) ввёл графу 14. Текст её гласит: «В случаях изменения конкурентной ситуации на товарном рынке оператор вправе изменить тариф, известив абонента не менее чем за 10 дней до введения указанных изменений путём публикаций в средствах массовой информации (путём размещения информации на официальном сайте ОАО «ВымпелКом»)».

В переводе с билайновского на русский это означает: если кто-то из наших конкурентов уберёт из своих прайсов все посекундные тарифные планы, то и мы сделаем то же самое, запрятав эту приятную новость в глубины недр своего сайта. Самое интересное, что и от введения нового тарифного плана с посекундной тарификацией оператор остался не в накладе: во-первых, переход на него стоит без малого девяносто рублей. Во-вторых, никто не обязывает оператора сохранять гуманные условия до бесконечности.

Стоит большинству малообеспеченных абонентов перейти на этот тариф, как и на нём может быть введена поминутная оплата и предложен ещё один план, переход на который тоже будет стоить никак не дешевле ста рублей... Доказательства? Да ради бога: тарифный план «Новогодний» с посекундной тарификацией просуществовал в первозданном виде чуть больше четырёх месяцев.

Да, прав был менеджер, занявшийся сотовой связью на заре всеобщей мобилизации – так «качать деньги» ни одна неф­тяная корпорация не сможет. Не зря же по данным независимых экономических аналитиков, ни один из трёх наших крупнейших операторов сотовой связи ни копейки не потерял в кризисные месяцы а, напротив, даже приобрёл. А с чего им действительно терять... Спутники летают? Летают. Вышки стоят? Стоят. Зоны покрытия – чуть ли не вся страна. А народ всё звонит и звонит. Всё звонит и звонит...

Так почему же по всей стране прошёл этот «мобильный беспредел»? Не потому ли, что владельцы операторов сотовой связи привыкли свои доходы и прибыли считать исключительно в долларах и евро? Тогда да, в этих валютах наш рынок сотовой связи действительно просел. А пенсионеры, стало быть, валюту лопатой гребут...

Что же в таком случае делать тем, с кого эти самые деньги качают? У кого мобильный телефон – самый дорогой предмет из имеющихся в наличии? Тут, пожалуй, подойдёт только армейская мудрость: «Идиотизм приказа компенсируется скрупулёзностью его исполнения». Нет Интернета? А что мешает каждый день звонить в центр работы с абонентами и выяснять, не изменился ли тарифный план? Абонентов у каждого из трёх операторов – десятки тысяч. Каждый из операторов в день ответит тысячи на три звонков – и у руководства компаний появится повод для размышлений. Молодёжь такую форму протеста называет флеш-моб – что-то вроде мобильной акции протеста. Очень эффективная штука – как те же европейцы говорят.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp