Ангелы спустились с неба

Спутники подобрались у нас лучше не придумаешь: артисты «Театра простодушных» и их лидер - воспитанник ВГИКа, артист и режиссёр с говорящей фамилией Неупокоев. Дело было на первых ярославских гастролях москвичей. Гоголевскую «Повесть о капитане Копейкине» разыграли они на подмостках Камерного театра - что называется, нос к носу со зрителем.
На минуту приостановимся. Важное выражение лица вельможного министра с золотой лентой через плечо, видим мы, в точности по Гоголю «отвечает его чину». Велит министр инвалиду-фронтовику набраться терпения, оставляет его среди столичных соблазнов дожидаться «решения в некотором роде судьбы».
Вызвав аплодисменты зрителей, простодушно попавшихся сатирику на удочку, вельможа, выразимся поделикатней, разворачивается к нам затылком. Но театр хочет, чтобы мы познакомились с ним поближе: лицо его крупным планом остаётся на экране с питерскими городскими пейзажами.
Особо уважил театр классика ещё и тем, что по его подсказкам, а иногда даже и без них, кое-что в его тексте азартно досочинил. Гуляя по злачным местам Петербурга, старый вояка у наших простодушных и вприсядку спляшет, и посерёдке хоровода словно именинник покрасуется, и от незнакомки-англичанки с зонтиком услышит просто невероятное: «Ай лав ю!»
Терпение у весёлого инвалида, однако же, скоро кончится, досыта накормят его чиновники приторным блюдом под названием «понаведайтесь-ка на днях». В сердцах он прямо в приёмной министра так стукнул об пол костылём, так погрозил им кому-то наверх, да ещё и приговаривая - дескать, обязанностей своих не выполняете, что над головой обличителя оглушительной радиоканонадой загремел гром.
Да уж, ни в какие времена подобные шуточки копейкиным не сходили с рук. Помните, после препровождения опасного визитёра с фельдъегерем домой чем та история заканчивается? Пару месяцев спустя появилась в рязанских лесах шайка разбойников. И атаманом у них был - кто? «Не кто другой, как...» Дальше следует многоточие и в придачу нам, читателям, задачка на сообразительность.
У простодушных ещё хватило пылу поспорить о кандидатуре атамана. «Может, Павел Иванович Чичиков подался в разбойники», - смеха ради выдвинул кто-то из артистов и такую версию.
На лавры МХАТа «Театр простодушных» вовсе не посягает. Просто это другой театр. Актёры в своих персонажей не перевоплощаются по Станиславскому. Они их изображают по заветам площадного балагана. Выставляют на потеху, как бы исподволь указуя на очередную жертву пальцем - полюбуйтесь, мол, люди добрые, каковы. Когда Копейкина отправили восвояси, в упряжке его возка мы кого видим? Тех же питерских светских дам.
По гастрольным постановкам видно: искусство театра даёт речи, мимике, жестам, походке простодушных (а это люди с задержкой в развитии - синдромом Дауна) смысл, тон, координацию движений. Не в этом ли главный успех единственного в своём роде благотворительного проекта?
- У простодушных есть характеры, - говорит режиссёр, - у каждого свои интересы, они хотят учиться. Творче­ская реабилитация проходит у нас на речевом тренаже, занятиях по актёрскому мастерству, сценической пластике. Им незнакомы зависть, уязвлённое самолюбие. Они добросердечны, отзывчивы. Все их чувства на сцене - настоящие. Так что в каком-то смысле они идеальные лицедеи.
«Театр простодушных» был открыт в 2000 году при поддержке ассоциации «Даун-Синдром» и народной артистки России Екатерины Васильевой. Он награждён премией совета при Президенте РФ по культуре и искусству, лауреат двух фестивалей - всероссийского, «Про-театр» и Версальского Европейского фестиваля Особых театров.
Артисты Игоря Неупокоева регулярно выступают на сценах московских театров, они гастролировали по Украине. Во Франции выходили они на ту самую сцену, где играл Мольер, готовились к спектаклю в гримёрке великой Сары Бернар. Им нужна поддержка, деловая, моральная, всяческая, и они её, как видим, получают. Теперь в их партнёрский круг вошёл и Ярославль. Кураторы гастролей из регионального Агент­ства творческих инициатив попросили зрителей оставить свои автографы на листах, вывешенных в фойе Камерного театра.
Через четверть часа после окончания спектакля «Капитан Копейкин» свободного места на листах уже не оставалось. Вот некоторые реплики первых рецензентов. «Молодцы! Играли очень вдохновенно». «Ваши чув­ства и непосредственность впечатляют. На душе у нас радостно и легко». И ещё: «Театр простодушных» - искусство в чистом виде». Или даже так написал кто-то очень восторженный: «Ангелы спустились с неба». И наконец: «Дай Бог вам здоровья, сил и желания быть востребованными».
Желания такого у простодушных, мы видели, хоть отбавляй. Так что дело за нами, зрителями. Простодушные ждут от нас того же, чего ждали от зрителей и лицедеи во времена Мольера - благосклонности. А если сказать ещё проще - то внимания и улыбки.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp