Главное:
-
Сражение на коммунальной дуге

Сражение на коммунальной дуге

Свернулись в трубочку
Вначале к нам обратился фронтовик, участник битвы на Курской дуге Владимир Крылов.
Ветеран пожаловался: в их подъезде находится теплоузел. И по каким-то причинам уже много лет в подвале скапливается горячая вода. От этого парит, и стены лестничных клеток вечно влажные. Кроме того, при входе в подъезд гостя встретит распахнутый настежь стальной шкаф с электрооборудованием. Лет пятнадцать тому назад в нём что-то вспыхнуло. Пожар потушили, но стены остались закопчёные. Их покрасили. Но поскольку они влажные, краска вскоре свернулась в трубочку. С тех пор подъезд пребывает в таком некрасивом состоянии. А шкаф никто не удосужится закрыть. Много лет жильцы борются с этим безобразием, но бесполезно.
Действительно, войдя в подъезд, мы столкнулись, если так можно выразиться, нос к носу со шкафом. Какие-то провода и прочее оборудование чуть ли не вываливались из него, как, простите за жуткое сравнение, кишки. Правда, пока публикация готовилась, «кишки» прикрыли на замок. А вот вода в подвале стоит по-прежнему. И парит. Отчего жильцы с первого этажа держат подъездную дверь нараспашку. И закрыть её нельзя - парит в квартирах. Но остальным жителям дома не нравится, что дверь нараспашку: зимой от этого холодно, да и боязно открытый электрощит оставлять чуть ли не на улице. Словом, порочный круг.
Умывальников начальник
Вот танкист Крылов и повёл борьбу за порядок. В форме переписки с властями. А точнее, со своей управляющей организацией: ведь многие горожане по привычке считают клерков из управляющей компании (УК) - своего бывшего РЭУ - людьми, власть предержащими. Так их приучили зачастую ничем не объяснимым высокомерным обращением с ходоками в различных ЖЭУ и ДЕЗах.
Хотя, в принципе, работники УК - это люди, подрядившиеся содержать дом в чистоте и порядке, и поэтому должны ощущать себя в хорошем смысле слова как «умывальников начальник и мочалок командир». Ведь, собственно, кто в первую очередь надобен для дома? Дворник, уборщица лестничных клеток, сантехник да электрик. Всё! Хотя во многих домах их и не видят месяцами...
Начал Владимир Николаевич бить челобитные РЭУ-3 - так он по старинке называет свою УК. Настоящее название компании он узнал после моей подсказки, заглянув в платёжку за жилищно-коммунальные услуги, - ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района». Полетели письма к её директору Константину Мельникову о неудовлетворительном отношении к содержанию дома и дворовой территории. И про воду писал Крылов, и про электрощит раскрытый.
А в ответ - комиссии. За ними отчёты: дескать, даны поручения сделать то-то и то-то... Сообщали: дом на улице Володарского могут включить в титульный список ремонта на текущий год. И потом, с сожалением, - не включили. Возможно, на будущий год, но при наличии достаточного финансирования.
В общем, задаёт нам старый танкист вопрос: неужели на Мельникова нет управы?!
Где вешние воды?
Сражаться пришлось не только фронтовику Крылову. Его сосед этажом ниже, молодой пенсионер Сергей, также занялся эпистолярным жанром. Но, получив на последнее своё заявление ответ от господина Мельникова, дескать, вода в подвале произошла от снеготаяния, вышел из терпения и позвонил нам, в редакцию «Северного края», а затем направился лично к Константину Николаевичу. Поскольку времени на соблюдение дресс-кода у него не было, явился он туда в шортах. На что получил от директора УК замечание эстетического свойства. Но, узнав причину, Мельников тотчас отправился на место происшествия, видимо, чтобы удостовериться в правдивости своих слов касательно вешних вод.
После глубокого исследования подвала у руководителя Кировской УК возникла другая версия его затопления: «Явного источника обнаружено не было. А жарко там, потому что подтоплен элеваторный узел. В подвале не обнаружены канализационные стоки, с горячим водоснабжением тоже всё в порядке. Остаются сети водоканала - на это указывает хлор, обнаруженный в пробах воды. То есть утечка идёт по транзитным сетям, грунт напитывается, а вода всегда дырочку найдёт. Сделан запрос в архив о съёмках местности с нанесёнными сетями. Людям всё объяснили, люди не страдают».
Кто заплатит?
Но ещё до возникновения последней версии пришлось потратить немало времени, чтобы доискаться: а кто оплатит эту течь в подвале? То есть на чей счёт пойдут потери воды? Господин Родионов, который, как сообщили в городском департаменте ЖКХ, курирует теплоэнергетику в Ярославле, на мой вопрос о потерях ответил как-то странно: «Вы знаете, кто я? Я зам!» Что ж, в логике не откажешь... Тем не менее, удалось добиться от Виктора Васильевича Родионова, что он отвечает лишь за те ресурсы, что подводят к дому. А то, что происходит внутри дома, - не его дело. А если нет счётчика на входе в дом, как теплоэнергетики делят ответственность с УК? Но звонить ещё раз «заму» не хотелось. Тем более, что он уже покинул департамент и работает совсем в другом месте.
Мучила мысль: неужели эти потери ложатся на плечи жильцов? Но у Крылова в квитанциях никакой дополнительной платы, кроме как по нормативу, не оказалось. Так кто же платит? Неужели налогоплательщики - из бюджета? Звоню в производственно-технический и экономический отделы управляющей компании. Удивительно, но специалисты там озадачены таким простым вопросом. Как кто? И растерянная пауза... Наконец сказали: берём на убытки. А кто возмещает убытки? Неужели из городской казны? Оказалось, нет.
Заместитель директора департамента ЖКХ по экономике мэрии Ярославля Ольга Югова утешила: городской бюджет не станет оплачивать чью-то расхлябанность. А на мой вопрос ответ можно будет получить лишь тогда, когда будут установлены общедомовые счётчики, чтобы фиксировать границу ответственности. И жильцы начнут контролировать ситуацию.
Но кто же всё-таки платит? До ответа удалось докопаться лишь с помощью управляющего частной компании по содержанию жилья. Ответ был чрезвычайно прост.
Нормативы всё покроют
Вообще-то вначале Евгений Талызин предположил, что потери оплачивают жильцы, у которых в квартире установлен индивидуальный счётчик. Но в доме на улице Володарского, 61, нет общедомового прибора учёта, поэтому невозможно установить объём потерь по дому. Разве что умозрительным путём. Поэтому, скорее всего, потери укладываются в нормативы потребления горячей воды.
Итак, нормативы - 3,472 кубометра горячей воды в месяц на одного человека. И 6,5 куба - холодной. Не все при этом задумываются, а сколько нужно. Вот такой факт. Довелось жить в доме, где установлены газовые колонки. То есть, чтобы получить горячую, нужно было греть на газу холодную. И счётчик был, естественно, один - на воду вообще. Так в месяц на человека набегало полтора-два кубометра! Столько уходило на стирку, купание, мытьё собаки, приготовление пищи и прочее.
Экономия при индивидуальном счётчике выходит реальная. На одного человека - два куба только горячей воды. Почему же так завышают норматив? Ответ: а куда иначе списывать потери? Кто заплатит за «снеготаяние» в подвале? Тает, и пусть себе тает - всё в норматив спишут...
О водомерах мы поговорили со старостой дома на улице Володарского Татьяной Сергеевой. Точнее, о грядущем капитальном ремонте, в смету которого должны включить счётчик горячей воды на дом. Татьяна Николаевна не в восторге: после установки общедомового прибора учёта потребление воды сверх норматива внутри дома (в просторечии - потери) придётся оплачивать жильцам. Правда, не всем, а тем, у кого есть квартирные счётчики. У остальных потери заложены в нормативы.
Со старостой можно согласиться. Потребление сверх норматива может произойти запросто: много квартир, где никто не прописан, а живёт целый кишлак... Или та же многолетняя течь в подвале с теплоузлом!
«А» и «Б» сидели на трубе
Тем временем у нас разработана департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов правительства области и одобрена облдумой в 2006 году региональная целевая программа по энергосбережению на 2008 - 2009 и на период до 2012 года. К ней есть подпрограмма, по которой к 2012 году должен завершиться переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учёта. За это время только счётчиков на горячую воду планируется установить в 3923 домах в разных районах области. Правда, в 2009 году лишь в 71. В Рыбинском районе - 11, Угличском - 9, Ярославском - 4, городе Рыбинске - 11, Переславле-Залесском - 33, Ярославле - 3. Как видно, основной удар готовится на будущие годы.
Не спешит экономить и население. На заседании правительства, где обсуждался вопрос энергосбережения, приведена цифра и по индивидуальным счётчикам: где-то в десяти процентах квартир по области установлены счётчики на горячую и в пятнадцати процентах - на холодную воду.
На заседании отмечалось отставание области от других регионов в работе по повышению эффективности использования энергии и других видов ресурсов. Энергоёмкость валового регионального продукта Ярославской области превышает средние российские показатели в 1,46 раза. Между тем, по прогнозам, внутренние оптовые цены на газ вырастут к 2011 году по сравнению с 2007-м в два раза. Также к
1 января 2011 года будет происходить поэтапное увеличение до 100 процентов доли электроэнергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, и средняя цена на электроэнергию для потребителей области вырастет к 2011 году по сравнению с 2007-м в 1,8 раза. В условиях таких темпов роста цены на газ и электроэнергию прибавит в цене - от 10 до 20 процентов в год - и тепловая энергия. В результате до 2012 года стоимость коммунальных ресурсов будет увеличиваться, в 2 - 3 раза превышая темпы инфляции. А в итоге подорожают жилищно-коммунальные услуги. В такой ситуации приборы учёта по крайней мере помогут определить точно, сколько же нам нужно на самом деле воды, тепла и газа, чтобы зря не выкладывать денежки за какие-то эмпирическим путём выведенные нормативы, заодно оплачивая прорву в подвалах и другие прорехи ЖКХ...

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp