Главное:
Частично потерявшееся поколение

Частично потерявшееся поколение

За громкими сообщениями об уволенном пролетариате и невыносимых страданиях потерявших работу банковских служащих как-то ушёл в тень тот факт, что Ярославской область – студенческая, ежегодно наши вузы дают путёвку в жизнь тысячам молодых, амбициозных и неопытных людей. На некоторых вполне официальных заседаниях общее количество выпускников всех учебных заведений области, за исключением школ, оценивалось приблизительно в семнадцать тысяч. Озабоченность трудоустройством этой армии никто не скрывает, ведь по количеству она сопоставима с общим числом безработных, уволенных со всех предприятий за весь период кризиса.
Данные, полученные от высокопоставленных чиновников, выглядят менее пессимистичными, а точнее – сугубо оптимистичными, как и положено официальным цифрам. В этом году государственными вузами и их филиалами по очной форме выпущено 4613 человек, негосударственными вузами и их филиалами – 491 человек. По мнению официальных лиц, доля выпускников, рискующих не найти работу, составляет соответственно 19,8 процента (911 человек) и 10,6 процента (52 человека). Если проникнуться почти снотворным воздействием этих скромных, как юные институтки, цифр, можно ненароком и поверить, что проблемы безработицы для выпускников в регионе нет!
Однако, по данным мониторинга, проведённого в ЯрГУ ещё этой весной, почти восемьдесят процентов покидающих стены «альма матер» студентов даже приблизительно не представляли, где будут работать после получения диплома. Сейчас на пороге осень, и организаторы мониторинга провели повторный обзвон ранее опрошенных студентов. Число неустроенных «птенцов университета» за лето сократилось до 45 процентов (953 человека). Получается, что всех будущих безработных выпускников даёт один ЯрГу? А студенты остальных вузов, например, того же педуниверситета, как один вписались в крутые повороты современной экономической ситуации?
Странно, но чиновники, похоже, так и считают. Комментируя данные о 45 процентах из ЯрГУ (весьма далёких от «среднепотолочных» 19,8 процента), уважаемые обитатели комфортных кабинетов так и говорят: «Такой высокий уровень (неустроенных выпускников – прим. авт.) характерен только для ЯрГУ со свойственной ему структурой профилей подготовки». То есть получается, что университет, который в народе считается одним из наиболее продвинутых вузов, выпускает практически всех существующих сегодня в Ярославской области потенциальных безработных с дипломом? А все остальные вузы и техникумы трудоустраивают своих выпускников поголовно?
Член комитета по образованию и науке Ярославской областной общественной палаты профессор Надежда Клюева рассказала, что ей довелось участвовать минимум в трёх «круглых столах», посвящённых вопросу о никому не нужных молодых специалистах. Их судьбу принимают весьма близко к сердцу все: «Единая Россия», правительство, центр занятости.Пытаясь спасти своих выпускников от превращения в озлобленных неудачников, вузы вступают в переговоры, предлагают идеи, уговаривают. Иногда это приносит успех. Так директор департамента здравоохранения Игорь Каграманян откликнулся на инициативу ЯрГУ. Благодаря его личному участию для шестнадцати молодых психологов нашлась интересная и важная работа – психологическая поддер­жка беременных. Но это уникальный случай. А как остальная безработная масса?
Когда ЯрГу обратился в центр занятости с просьбой прислать брошюрку, где был бы указан алгоритм действий для не нашедшего работы выпускника вуза, перечислены нужные документы, даны советы, помощь пришла тут же! Целая стопка методичек, просто переполненных советами. Например: «При переговорах с работодателем ни в коем случае не жуйте... Не приходите на собеседование с накрашенными губами…» Видимо, эта мудрость веков была почерпнута из книжек времён перестройки – из серии «Как за два дня стать миллионером».
Но смех смехом, а получается он сквозь слёзы. Известные в области «антибезработные» программы для молодых решают проблемы десятков, максимум сотен вчерашних студентов. Что делать оставшимся за бортом? Метлой махать на общественных работах (да ещё с записью в трудовой, как требует центр занятости) они не пойдут – не для того учились. Не пойдут, даже если им будет нечего жевать не только при переговорах с работодателем, но и всё остальное время.
Триумф физиков,
кризис лириков…
Особенно настораживает структура сегодняшнего спроса, а точнее – его отсутствия, на молодых специалистов.
Уверены в завтрашнем дне только студенты, чья будущая работа так или иначе связана с компьютерным обеспечением: программисты и системные администраторы нужны везде, даже за границей. Неплохо чувствуют себя физики, в основном те, кто готов работать в сфере телекоммуникаций. А вот положение гуманитариев иначе как отчаянным не назовёшь. Психологи, экологи, политологи, социологи, историки – вот список будущей очереди на бирже.
В этом году к невостребованным «лирикам» примкнули …экономисты Им тоже нелегко найти работу, потому что «экономика времён финансового кризиса» – термин расплывчатый. Непонятно – в рынке мы или семимильными шагами идём к плановому хозяйству. В такой обстановке директорам фирм и предприятий не до того, чтобы помогать адаптироваться молодым «необстрелянным» экономистам, а также юристам, которые неплохо знают бумажные законы, но не ведают о неписаных законах реальной жизни. А плохо информированные родители по-прежнему уповают на идеалы и мечты времён начала так и не завершившегося становления рынка и чуть ли не силой заставляют детей учиться на экономистов. И платят за это!
Между тем государство считает себя ответственным прежде всего за трудоустрой­ство бюджетных студентов, а отнюдь не «платников», которых в нашем регионе 78 процентов от общего количества студентов-очников экономических специальностей.
Но вернёмся к гуманитариям. Логика ясна: когда говорят пушки, музы молчат, во время кризиса мало кому нужны историки и экологи. Однако при такой логике будущее державы представляется весьма невесёлым.
Есть особый вид истеричных и падких до сенсаций псевдоэкономистов и альтернативных историков. В своих книгах они обожают пугать читателей мрачной перспективой: якобы есть план, по которому население России уже в обозримом будущем не должно превышать 20 – 30 миллионов. Эти остатки великой страны будут предназначены лишь для того, чтобы обслуживать «нефтяную трубу». Большая часть – рабочие ранга «обслуга», меньшая – специалисты по высоким технологиям, компьютерщики и прочие. Существование всех остальных профессий в России как бы экономически неоправданно, и их представители либо вымрут, либо переквалифицируются.
Эта достойная Оруэлла или Кафки фантазия кажется вымыслом психопата… Но сегодняшняя реальная ситуация на рынке труда заставляет вздрогнуть: а вдруг правда? Какое будущее может быть у страны, которой вообще не нужны историки, экологи, психологи?
– Ну, зачем же вы так? – спрашивают оптимисты. – Пусть выпускники исторического факультета поработают школьными учителями, это отчасти решит проблему!
Отчасти – решит. Но общей тенденции, к сожалению, не отменит. Ученики этих учителей-историков уже будут твёрдо знать, что история никому не нужна и создана для того, чтобы получить тройку – и забыть. И тогда сегодняшний кризис не кончится вообще, он просто перетечёт в свою следующую стадию.
Положение не исправит лихорадочное рассовывание безработных выпускников по сельским школам по принципу «лишь бы куда пристроить, чтобы с голоду не умерли». И создание льготных условий для пары сотен будущих предпринимателей тоже. Здесь нужны серьёзные государственные программы трудоустройства молодёжи, имеющие массовый эффект, системный анализ потребностей рынка в тех или иных специалистах, отлаженная система взаимного информирования между вузами, работодателями, центром занятости и общественностью.
А ещё государственное мышление, то есть понимание того, что молодые кадры – фундамент страны...
 Каковы же результаты?

Главное – не жуйте!

В области работает несколько механизмов помощи безработным дипломированным специалистам. Первый – стажировка. Теоретически фирма или предприятие могут взять молодого специалиста в качестве стажёра на несколько месяцев (по данным центра занятости, в некоторых случаях стажировка может длиться год). Всё это время центр занятости платит фирме, помогает «кормить стажёра». И получает стажёр зарплату 4430 рублей. Не многие молодые согласны на такое – ведь при этих заработках о каких-либо перспективах в жизни можно позабыть… Но и это полбеды. Главная беда – отсутствие информации, директора многих фирм и слыхом не слыхивали о такой форме работы!
Более успешное начинание – бизнес-инкубатор на улице Чехова, 2 (о его открытии «Северный край» сообщал 28 мая). Над созданием инкубатора областная власть работала три года при поддержке Минэкономразвития. Группа начинающих предпринимателей, подготовившая свои бизнес-идеи и получившая «добро» авторитетной комиссии, может на льготных условиях занять помещение, пользоваться оргтехникой, получать консультации. «Мощность» инкубатора – 250 бизнесменов каждые три года, но в это число входят не только молодые-начинающие.
Успешный опыт среди молодых – группа физиков из университета, защитившая проект в сфере телекоммуникаций. Речь идёт о нескольких десятках спокойных за свою карьеру молодых людей. Отличный «точечный удар» по безработице, но в целом проблемы опять же не решает.

Пытаясь спасти своих выпускников от превращения в озлобленных неудачников, вузы вступают в переговоры, предлагают идеи, уговаривают. Иногда это приносит успех. Так директор департамента здравоохранения Игорь Каграманян откликнулся на инициативу ЯрГУ. Благодаря его личному участию для шестнадцати молодых психологов нашлась интересная и важная работа – психологическая поддер­жка беременных. Но это уникальный случай. А как остальная безработная масса?
Когда ЯрГу обратился в центр занятости с просьбой прислать брошюрку, где был бы указан алгоритм действий для не нашедшего работы выпускника вуза, перечислены нужные документы, даны советы, помощь пришла тут же! Целая стопка методичек, просто переполненных советами. Например: «При переговорах с работодателем ни в коем случае не жуйте... Не приходите на собеседование с накрашенными губами…» Видимо, эта мудрость веков была почерпнута из книжек времён перестройки – из серии «Как за два дня стать миллионером».
Но смех смехом, а получается он сквозь слёзы. Известные в области «антибезработные» программы для молодых решают проблемы десятков, максимум сотен вчерашних студентов. Что делать оставшимся за бортом? Метлой махать на общественных работах (да ещё с записью в трудовой, как требует центр занятости) они не пойдут – не для того учились. Не пойдут, даже если им будет нечего жевать не только при переговорах с работодателем, но и всё остальное время.
Триумф физиков,
кризис лириков…
Особенно настораживает структура сегодняшнего спроса, а точнее – его отсутствия, на молодых специалистов.
Уверены в завтрашнем дне только студенты, чья будущая работа так или иначе связана с компьютерным обеспечением: программисты и системные администраторы нужны везде, даже за границей. Неплохо чувствуют себя физики, в основном те, кто готов работать в сфере телекоммуникаций. А вот положение гуманитариев иначе как отчаянным не назовёшь. Психологи, экологи, политологи, социологи, историки – вот список будущей очереди на бирже.
В этом году к невостребованным «лирикам» примкнули …экономисты Им тоже нелегко найти работу, потому что «экономика времён финансового кризиса» – термин расплывчатый. Непонятно – в рынке мы или семимильными шагами идём к плановому хозяйству. В такой обстановке директорам фирм и предприятий не до того, чтобы помогать адаптироваться молодым «необстрелянным» экономистам, а также юристам, которые неплохо знают бумажные законы, но не ведают о неписаных законах реальной жизни. А плохо информированные родители по-прежнему уповают на идеалы и мечты времён начала так и не завершившегося становления рынка и чуть ли не силой заставляют детей учиться на экономистов. И платят за это!
Между тем государство считает себя ответственным прежде всего за трудоустрой­ство бюджетных студентов, а отнюдь не «платников», которых в нашем регионе 78 процентов от общего количества студентов-очников экономических специальностей.
Но вернёмся к гуманитариям. Логика ясна: когда говорят пушки, музы молчат, во время кризиса мало кому нужны историки и экологи. Однако при такой логике будущее державы представляется весьма невесёлым.
Есть особый вид истеричных и падких до сенсаций псевдоэкономистов и альтернативных историков. В своих книгах они обожают пугать читателей мрачной перспективой: якобы есть план, по которому население России уже в обозримом будущем не должно превышать 20 – 30 миллионов. Эти остатки великой страны будут предназначены лишь для того, чтобы обслуживать «нефтяную трубу». Большая часть – рабочие ранга «обслуга», меньшая – специалисты по высоким технологиям, компьютерщики и прочие. Существование всех остальных профессий в России как бы экономически неоправданно, и их представители либо вымрут, либо переквалифицируются.
Эта достойная Оруэлла или Кафки фантазия кажется вымыслом психопата… Но сегодняшняя реальная ситуация на рынке труда заставляет вздрогнуть: а вдруг правда? Какое будущее может быть у страны, которой вообще не нужны историки, экологи, психологи?
– Ну, зачем же вы так? – спрашивают оптимисты. – Пусть выпускники исторического факультета поработают школьными учителями, это отчасти решит проблему!
Отчасти – решит. Но общей тенденции, к сожалению, не отменит. Ученики этих учителей-историков уже будут твёрдо знать, что история никому не нужна и создана для того, чтобы получить тройку – и забыть. И тогда сегодняшний кризис не кончится вообще, он просто перетечёт в свою следующую стадию.
Положение не исправит лихорадочное рассовывание безработных выпускников по сельским школам по принципу «лишь бы куда пристроить, чтобы с голоду не умерли». И создание льготных условий для пары сотен будущих предпринимателей тоже. Здесь нужны серьёзные государственные программы трудоустройства молодёжи, имеющие массовый эффект, системный анализ потребностей рынка в тех или иных специалистах, отлаженная система взаимного информирования между вузами, работодателями, центром занятости и общественностью.
А ещё государственное мышление, то есть понимание того, что молодые кадры – фундамент страны...

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3scu/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость