-
Емельяну Орлову поклон. Или забвение?

Емельяну Орлову поклон. Или забвение?

Статья Виктора Храпченкова «Дамба, арка, мост», на которую ссылается читательница, рассказывает о временах, когда весенние половодья становились настоящим бедствием для ярославцев. Затопленной оказывалась вся пойма Которосли. В 1821 году купец Оловянишников пожертвовал деньги, на которые здесь был сооружён узкий деревянный переход на высоких сваях. Но он был ненадёжен, нередко сносился ледоходом, и через десять лет «на всём протяжении разлития реки», как писал один из историков, началось устройство земляной насыпи.

Через два года дамба была готова, она подходила к самому берегу Которосли. Дальше была сделана переправа по наплавному мосту.

В 1853 году вместо неё был построен «мост механический американской системы», простоявший более ста лет. Заменивший его в 1962 году железобетонный мост многие ярославцы до сих пор зовут «американским».

А вот ещё одно сооружение, связанное с сезонными наводнениями, сохранилось практически в первозданном виде. Но так как оно сейчас не на виду, знают о нём немногие.

Итак, вернёмся к началу XIX века. Половодья случались иногда просто катастрофические. Поэтому для пропуска воды в дамбе была сделана арка из тёсаного дикого камня. Выглядит она даже сейчас, когда наполовину заросла землёй, очень внушительно: камни-валуны весом от ста до пятисот килограммов подогнаны друг к другу с удивительной точностью.

В 1833 году арка, или арочный мост, как её ещё называют, была готова. В «Ярославских губернских ведомостях» рассказано о её освящении и торжестве по случаю открытия. А дальше – примечательная подробность (обратите внимание на тон повествования): «Не забыт был строитель арки. Среди народа городской голова В. С. Соболев подарил ему кафтан и шапку, и серый мужичок был вполне счастлив и забыл думать о своих трудах и заслугах».

Имя уникального мастера стало известно позже только благодаря историку К. Д. Головщикову. В своей книге «История города Ярославля» (1889 г.) он отметил: «Работа арки весьма прочная, не требовавшая до сих пор никакого ремонта, исполнена простым крестьянином Емельяном Орловым».

Так неужели в наше время у кого-то поднимется рука на работу Емельяна Орлова, сделанную на века?

Реконструкция моста через Которосль, которую планируют закончить к 1000-летию Ярославля, как и должно быть в подобных случаях, предполагает несколько основных действующих лиц. Наряду со строителями и проектировщиками есть заказчик, который (извините за повтор) «заказывает музыку». В нашем случае это МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ города Ярославля». Корреспондент «Северного края» связалась с заместителем директора агентства Галиной Смирновой, передала ей обеспокоенность нашей читательницы и попросила ответить на вопрос, затронут всё-таки предстоящие работы старинный арочный мост или не затронут?

– Пока ещё решение не принято. Проблема в процессе решения. Она озвучивается буквально на каждой оперативке. Могу лишь сказать определённо только то, что без внимания она не останется, – сказала Галина Тимофеевна.

В надежде на подробности звоню в департамент городского хозяйства Ярославской мэрии. Помощник директора департамента Ирина Романенкова говорит:

– Сейчас идёт поиск технического решения. Вы знаете, что реконструкция моста предполагает строительство некоей транспортной «петли» в районе дамбы. Первоначальную схему этой «петли» уже несколько изменили. Вносятся корректировки в проектную документацию, чтобы сохранить этот памятник.

Тем не менее, судя по полученным ответам, неопределённость остаётся. Это внушает тревогу. Как выяснилось, нашу тревогу разделяет и председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов. Он убеждён, что эта каменная арка (арочный мост) должна быть сохранена в любых условиях.

– В законодательстве Российской Федерации есть понятие – презумпция сохранности объектов культурного наследия. Иначе говоря, все работы, которые проводятся в зоне таких объектов, должны быть ориентированы на безусловную сохранность памятников. Комитет подготовил письмо, которое будет направлено по этому поводу заказчику. В нём говорится, что все работы по реконструкции моста через Которосль должны производиться только с учётом сохранения этого объекта. Больше того, полной его сохранности. Любые изменения недопустимы.

Юрий Аврутов выразил обеспокоенность ещё одним обстоятельством. Реконструкция моста через Которосль предполагает выход транспортной развязки на Которосльную набережную, которая вплоть до Республиканской улицы является объектом археологического наследия. Любые строительные и земляные работы хозяйственного назначения должны по закону предваряться здесь археологическими исследованиями. А о них пока даже речи нет.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp