И проездной будет электронным

И проездной будет электронным

Нет сомнения, что введение новых технологий в процесс оплаты проезда – дело нужное и перспективное. Однако при более тщательном рассмотрении предмета возникают вполне резонные вопросы, касающиеся прежде всего их практического применения. Чтобы получить ответы на них из первых рук, обозреватель «СК» встретился с председателем комитета по транспорту и связи мэрии Ярославля Александром Болтовниным.
– Мы намерены начать продажу электронных проездных документов (правильно они называются «персонифицированными картами») с февраля этого года, – сказал Александр Иванович. – Поэтому те, кто не увидел их в продаже уже сейчас, могут не беспокоиться. В январе же наши кондукторы пройдут обучение у представителей фирм-поставщиков, чтобы уметь пользоваться платёжными терминалами, или валидаторами.
Как объяснил Александр Болтовнин, сами персонифицированные карты будут нескольких типов: для обычных пассажиров и для льготников – студентов, пенсионеров и инвалидов. Причём льготные опять же станут делиться на две категории. На одной будут вписаны фамилия, имя и отчество обладателя, на другой разместят ещё и фотографию. В последнем случае это позволит владельцу карты не носить с собой удостоверение личности.
Кроме разделения на различные категории пассажиров электронные проездные документы также будут поделены на различное количество поездок и виды муниципального транспорта: только троллейбус или трамвай, трамвай и троллейбус, на троллейбус, трамвай и автобус. Вполне возможно, что в будущем эта схема будет внедрена и в маршрутном такси.
Каждый месяц выправлять новую персонифицированную карту необязательно. Она рассчитана на десять лет. Главное – не забывай пополнять баланс. Это можно будет делать в пунктах продажи проездных билетов, расположенных на остановках общественного транспорта. Сейчас таких ларьков в Ярославле двадцать три, однако, по словам Александра Болтовнина, их количество планируется увеличить. Кроме того, на остановках могут быть размещены и платёжные терминалы наподобие терминалов по оплате услуг сотовой связи.
– С февраля начнётся эксперимент. Он продлится два месяца. За это время мы должны обкатать эту схему, изучить и исправить ошибки, которые неизбежны в новом деле, – сказал Александр Иванович. – Изначально мы начали работу с производителями из Санкт-Петербурга. Отправили туда своих «агентов», которые в роли пассажиров ездили на общественном транспорте и изучали работу системы изнутри. Они сделали вывод, что она работает эффективно.
Тогда мы договорились с питерским инвестором, который согласился на два года дать нам это оборудование в лизинг на общую сумму 28 миллионов рублей, – продолжил председатель комитета по транспорту и связи. – Да-да, эта реорганизация происходит не за счёт средств городского бюджета, а является своего рода коммерческой сделкой. И тут появились бизнесмены из Москвы с аналогичным предложением. Мы решили никого не обижать, а организовать соревнование: оборудование из Санкт-Петербурга мы передадим на трамваи, а из Москвы – на троллейбусы.
Откровенно говоря, у каждой из этих фирм есть свои плюсы и минусы. Питерское оборудование – российское, оно проще в эксплуатации. Однако их валидаторы – исключительно переносные, они будут только у кондукторов. А в условиях полного автобуса передавать карточки для оплаты не совсем удобно.
У москвичей же оборудование собирается за границей (при российском программном обеспечении), оно сложнее. В то же время у них есть вариант валидаторов, которые крепятся к поручням у входа в транспортное средство. Это позволит быстро и комфортно произвести оплату проезда. В общем, будем смотреть, на это и выделяется два месяца.
– Александр Иванович, как, собственно говоря, будет происходить оплата?
– Пассажир входит в транспорт. К нему подходит контролёр и прикладывает карту стороной, где вмонтирован микрочип, к экрану валидатора. На экране тут же появляются данные пассажира и его баланс. Это нужно прежде всего для льготных категорий граждан, чтобы никто другой не мог воспользоваться персонифицированной картой. Более того, карта запрограммирована на одно снятие денег в течение одной поездки. Это сделано для того, чтобы ею не могли воспользоваться несколько человек, передавая из рук в руки.
– Допустим, я крайне редко езжу на общественном транспорте, но вот возникла необходимость. Стоит ли ради одной поездки покупать карту?
– На первоначальном этапе мы не будем отказываться от наличного расчёта, – ответил Болтовнин. – Пассажир может отдать деньги кондуктору, тот активирует свою карту и снимет с неё необходимую сумму. Однако в продаже будут карточки и на одну, и на две поездки, как в метро, так что покупайте и езжайте...
– Сейчас я отдаю деньги кондуктору и получаю от него проездной документ – билет, подтверждающий, что я оплатил поездку. А тут что получается? Я оплачиваю, кондуктор щёлкает на своём валидаторе (а может и не щёлкнуть!), на руки мне ничего не выдаётся. Иду дальше, а там – ревизоры-контролёры! А мне и крыть нечем. «Есть билет на балет, на трамвай билета нет!» – как пел композитор Игорь Корнелюк. И придётся платить штраф...
– Да. Проблема есть. Будем думать, – согласился со мной Александр Иванович. – Правда, у москвичей есть валидаторы с выдачей билета наподобие тех, что у кондукторов-ревизоров в пригородных электричках. Но они довольно сложные. Мы не уверены, что наши кондукторы с ними справятся... Возможно, сначала у кондукторов будут и обычные билеты.
Как бы там ни было, в комитете по транспорту всерьёз намерены внедрить в сознание людей привычку расплачиваться электронными картами. Для этого даже приготовлены своего рода бонусы: при регулярности поездок (минимум два раза в день) включается дисконтная система: стоимость каждой постепенно удешевляется и в итоге из 10 рублей превращается в
8 рублей 67 копеек.
Себестоимость карты равна 38 рублям. При выдаче льготникам она не взимается. Остальные должны заплатить, но... Стоимость эта залоговая. Если карточка будет сломана или повреждена, сумма владельцу возвращается. Это сделано для того, чтобы люди не покупали каждый раз новые проездные электронные документы, а пополняли счета на уже существующих.
Технический прогресс, конечно, великая вещь, однако за каждым нововведением стоит чисто практическая выгода. Итак, зачем мэрия переходит на новую форму оплаты проезда? Главная причина – экономия бюджетных средств. В первую очередь за счёт отказа от печатания и доставки тонн рулонов бумажных билетиков. Нельзя сбрасывать со счетов и «коррупционную составляющую»: не секрет, что иные контролёры продают использованные, а то и фальшивые документы. Стала уже притчей во языцех и под­делка студентами и школьниками льготных проездных.
Кроме того, в мэрии с помощью новой формы оплаты намерены производить мониторинг пассажиропотоков, чтобы более эффективно корректировать расписание движение транспорта.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp