Главное:

Несанкционированная «загогулина»

То есть для всех неудобно. Кроме обитателей дома № 36 – им удобно. Как так могло получиться?

Звоню в администрацию Фрунзенского района. Начальник районного жилищно-коммунального отдела Ольга Дмитриевна Логачёва:

– Я вам не отвечу. Дорогами занимается департамент городского хозяйства мэрии. Там целое управление для этого есть. А у района функции ограничены, да и людей нет, всех сократили.

Впрочем, прежде чем положить трубку Ольга Дмитриевна вспоминает: недавно организован районный отдел по благоустройству и содержанию территорий, может быть, там в курсе дела.

Заместитель начальника этого отдела Надежда Николаевна Молева вздохнула:

– Надо разыскивать собственника, смотреть его земельное дело. Если это его территория, то он имел такое право. Буду разбираться. Выясню – сообщу. Хотя сразу скажу, это дело не одного дня.

Своё обещание Надежда Николаевна Молева сдержала. Больше того, сообщила о принятом решении, дабы по возможности исправить ситуацию. В пресловутом ограждении будет установлена дополнительная калитка со стороны въездных ворот. А существующую калитку откроют, чтобы обеспечить сквозной проход.

Что касается ситуации в целом, то она, как объяснила Надежда Николаевна, возникла потому, что земельный участок дома № 36 до сих пор не оформлен как следует. Участок оформлен только под строительство, а когда дом сдаётся, нужно оформить земельный участок под эксплуатацию – это пока ещё не сделано. Собственник дома – ТСЖ «Златоустье-2009» – тоже пребывает в процессе оформления. А забор между тем уже стоит.

Решение об обеспечении сквозного прохода и устранении неудобств для жителей основано на обещании председателя ТСЖ Елены Андреевны Мининой. Будем надеяться, что так и будет.

А вот на то, что забор будет сдвинут, надеяться не приходится – заметьте, таких обещаний нет. Как оказался общественный тротуар внутри огороженной территории, так и останется. Своя земля – это святое.

И всё же интересно, как общий тротуар оказался внутри чьей-то территории. Архитектор Аркадий Романович Бобович, постоянный оппонент мэрии по целому ряду вопросов, считает, что перед нами – очередной ляп департамента архитектуры и развития территорий города. Проект дома должен утверждаться после проекта планировки, который определяет земельный участок, где должен быть расположен дом. А у нас это не делается. Управление земельных ресурсов, по его словам, «просто выделяет участок непонятно как».

Проблема заборов, в которую пришлось по­грузиться не только по этому, но и по другим поводам, потребовала обращения и к другим специалистам, и другим документам. Самый главный, тот, от которого стоит «плясать», – Правила землепользования и застройки города Ярославля, желающие могут посмотреть их в Интернете. Вы будете смеяться, но соответствующий раздел начинается там словами: «Установка ограждений земельных участков на территории города Ярославля не допускается...». Фраза, правда, заканчивается тем, что есть пять случаев, когда допускаются исключения.

Коротко говоря, эти исключения выглядят так.

1. Можно и нужно ограждать соответствующую территорию на период строительства, капитального ремонта, реставрации.

2. Устанавливать ограждения могут органы местного самоуправления.

3. Ограждать можно земельный участок индивидуального жилого дома.

4. Есть случаи, когда ограждение требуется по условиям эксплуатации или охраны здания.

5. Ограждение допустимо, если разрешение на его установку дал глава территориальной администрации с учётом результатов публичных слушаний, по проекту такого намерения.

Кто помнит хотя бы одно публичное слушание по поводу установки забора в городе? С кем бы ни говорила, никто не вспомнил.

Реальная жизнь, увы, далека от строгих правил. Один из действующих архитекторов (фамилию просил не называть), ссылаясь на исходный документ, с которого начинается работа по всякому новому объекту (градостроительный план земельного участка, его выдаёт департамент архитектуры и развития территорий), свидетельствует: этот документ очерчивает только площадь участка и зону застройки.

– Ни о каких ограждениях в нём речи нет. Их ставят сами жители.

Жители-не жители, но причиной появления очередного забора в неположенном месте у нас может стать, как выяснилось, самовольство кого угодно.

Один из красивейших храмов Которосльной набережной – церковь Николы Рубленый город. Когда несколько лет назад сзади него была затеяна стройка, возмущению ярославцев, особенно тех, кто живёт рядом, не было предела. Но остановить стройку не удалось. Сейчас здесь уже стоят два дома – похоже, ещё не заселённых, но, конечно, уже обнесённых оградой. Одной стороной этот чудный уголок смотрит на стадион «Спартаковец», их разделяет небольшая улочка, точнее, местный проезд. По этому проезду дома с незапамятных времён теснятся плечом к плечу аккуратно, соблюдая «красную линию», а вот новое ограждение неожиданно делает «загогулину», отхватывая от проезжей части порядочный кусок. Откуда взялась эта «загогулина»?

– От жадности, – ответил один из соседних жителей, фотограф Геннадий Джузенов, выражая, как я поняла, общее мнение. Нет, с нахально выпятившимся забором никто не воюет. Хватит, навоевались.

– Мы потерпели поражение, – вспоминает историю борьбы против стройки художник Игорь Сокуров. – Я по природе не склочник, всякие дрязги мне «против шерсти». Просто я понял, что эту войну нам не выиграть, и предпочёл заниматься другими делами, своими профессиональными. Снова ходить, качать права? Ну уберут на полметра этот забор, и что?

Вообще-то ничего, думаю я, просто одним диссонансом в заповедной части города станет меньше. Но человеку по имени Александр Витальевич Григорьев, который обратил внимание нашей газеты на странную конфигурацию этого забора, хочется знать, откуда она взялась, и мне вместе с ним теперь тоже.

Территория, о которой речь, не просто заповедная – заповеднейшая. Казалось бы, шагу нельзя ступить без санкции органов охраны памятников. Заместитель директора департамента культуры, председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов сходу разочаровывает:

– Согласование ограждений (заборов) – не наша функция. Всё, что касается нового строительства, до последнего времени относилось к полномочиям федеральных органов охраны. С октября этого года по закону акты выбора земельного участка поступают на согласование к нам. Но ограждения не входят в градостроительную документацию. Ставить что-то по границам отмежёванного участка – это полномочия мэрии. В документах, которые нам приносят, никаких заборов не видно.

Итак, забор с «загогулиной» появился ещё тогда, когда всем распоряжались федеральные органы охраны. Из Москвы, конечно, было виднее, как ставить забор в Ярославле. Но не до такой же степени!

Отдел реконструкции исторической застройки в мэрии возглавляет Ольга Игоревна Островская. Но и она не смогла объяснить странностей забора в проезде у «Спартаковца». Фиксируются ли исторические границы этого квартала в проекте зон охраны? Может ли быть, что здесь вообще разрешено городить всё, как угодно?

– Конечно, нет, – отвечает Ольга Игоревна. – Тут сплошная охранная зона территории, которая в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Ограждение должно стоять по границам земельного участка. Ведь самое главное сейчас, как вы понимаете, собственность на землю. Раньше ограждение утверждалось во время согласования проекта. Сейчас оно утверждается главой районной администрации.

С самого начала была надежда, что где-где, а в Киров-ской районной администрации в курсе дела. Может быть, и в курсе, но первый замглавы Александр Васильевич Дрыженко переадресовал меня к заместителю начальника районного жилищно-коммунального отдела Любови Юрьевне Лапиной. Ограждение, по её словам, входило в состав всего проекта строительства и утверждено было вместе с ним ещё в 2005 году. А то, что утверждено, должно быть выполнено на 100 процентов, иначе объект не примут в эксплуатацию. Любовь Юрьевна даже не сомневается, что забор у «Спартаковца» выполнен точно по проекту. Заглянуть в документацию? Это вряд ли сейчас возможно.

Вся эта покрытая мраком история стала проясняться после разговора с профессором, завкафедрой архитектуры Ярославского технического университета Николаем Николаевичем Кудряшовым. Когда я спросила его, не знает ли он, откуда в заборе у «Спартаковца» «загогулина», то услышала:

– Я тоже удивился, когда её увидел. Дело было летом, перед юбилеем города. Там ещё какая-то газовая труба торчала метра в полтора над землёй. Может быть, это её так защитили – забором? Хотя, честно говоря, я не понимаю, почему газовики эту трубу вывели именно здесь, логичнее было бы во дворе. Может быть, это была временная подводка, а забор потом просто забыли перенести на место? Или поленились? А может быть, эта труба до сих пор там так и осталась – под снегом?

А вообще Кудряшов, по его словам, решительный противник заборов и всегда старался с ними бороться. То, что в Ярославле они растут, как грибы, считает безобразием. Заборы перегораживают проходы и подходы, становятся причиной конфликтов, плодят переписку между гражданами и органами власти.

– А с эстетической стороны все эти ограждения – просто дикость. Есть улицы, где кажется, что идёшь по старому кладбищу. Я не против решёток на Волжской набережной и вдоль наших бульваров, есть прекрасные питерские ограды, где всё в «единой культуре». А когда вся эстетика – железные прутья, да ещё в самом неподходящем месте – это безобразие. Не так давно у нас была дискуссия с культурологами, историками, где, в частности, рассматривался и этот вопрос. Но историки меня не поддер-жали. Сказали, что заборы – характерная примета старого Ярославля, и она естественно сохраняется в современном городе. Но у нас всё-таки не XVII век! Я понимаю, люди хотят обозначить свою землю. Но землю на подошвах не унесёшь – чего они боятся? В городе должно быть вольно, зелено, уютно для всех, это часть среды, городской дизайн, который должен контролироваться властью.

На вопрос – как, Николай Кудряшов ответил:

– Надо более детально уточнять регламенты в проектах зон охраны. По закону это можно делать в рамках полномочий муниципальных органов. Кроме того, есть стадия согласований – пусть вмешивается строительная экспертиза. Бывает, ограждение дей-ствительно необходимо. Тогда нужно обязательно согласовывать его тип, размеры, архитектуру – то, где и как оно встанет. Согласовывать тщательно и ответственно, как проект самого дома.

С Николаем Николаевичем я лично согласна. Не признавать же в самом деле, что Ярославль – родина заборов.

От редакции. А что думаете вы, уважаемые читатели, по этому поводу? Пишите нам на сайт www.sevkray.ru или в редакцию по адресу: 150000, Ярославль, ул. Собинова, д. 1.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3hgv/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость