Золотой колос
-

Рыночное ЖКХ в ледниковый период

...Тем более, что они пришлись на активную фазу реформирования системы городского ЖКХ с передачей значительной части функций управления хозяйством в руки частных компаний. «Северный край» начинает публикацию серии статей по этому вопросу. Первая из них посвящена полноценной работе дорожных коммуникаций областного центра.

Как мы уже сообщали, теперь уже бывший директор департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Николай Степанов перед самым Новым годом подал заявление об уходе после серьёзной критики в его адрес со стороны областного руководства как раз по поводу неудовлетворительного состояния города после первых обильных снегопадов. И теперь на этой «амбразуре» оказалась «триада»: первый заместитель мэра Владимир Слепцов как главный координатор таких работ в городе, замдиректора ДГХ Николай Скорупский, отвечающий за функциональность ярославских дорог, и первый замдиректора Наталья Шетнева, занимающаяся наведением порядка во дворах.

12 января во второй половине дня автор этих строк переступил порог кабинета заместителя директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Николая Скорупского и первым делом поинтересовался, сколько единиц техники работало на улицах в тот момент. Николай Михайлович, только что вернувшийся с очередной поездки по «объектам», развернул план работ, составляемый ежесуточно на дневное и ночное время:

- Сейчас у нас занята 131 единица техники, в числе которых 56 самосвалов, 2 лаповых погрузчика, 4 ротора, 18 фронтальных погрузчиков, 8 грейдеров, 7 «щёток», 29 комбинированных дорожных машин. Это обычный суточный объём: то есть эта же техника, но только с другими экипажами работает и ночные смены. В праздничные и выходные дни её было больше: до 150 единиц. Много или мало? Судите сами: нам следует очищать магистрали, путепроводы и дороги общей площадью в семь миллионов квадратных метров. В предыдущую зиму, когда в декабре выпало 14 сантиметров снега, мы с этим парком справились без труда. За нынешний же аналогичный период на нашей земле оказалось уже 63 сантиметра снежных осадков.

За весь прошлый сезон мы вывезли 250 тысяч тонн снега, в этом же за два неполных месяца в кузовах наших машин оказалось 245 тысяч тонн.

Как рассказал Скорупский, очистка магистралей города осуществляется по следующему принципу: в первую очередь работают на основных транспортных артериях Ярославля: проспектах и основных улицах, где движется общественный транспорт, мостах, путепроводах и спусках. Также в первую очередь освобождаются от снега остановочные площадки. А уже затем берутся за дороги, где в результате снегопадов образовались так называемые «заужения».

Чистят город три организации: МУП «Спецавтохозяйство» (САХ), являющийся генеральным подрядчиком работ, и два субподрядчика - МУП «Городское дорожное управление» (ГДУ), Ярославский асфальтово-бетонный завод (ЯрАБЗ). Их сферы ответственности распределены следующим образом: ГДУ чистит исторический центр города, входящий в зону ЮНЕСКО; ЯрАБЗ занимается Заволжским и Дзержинским районами, всё остальное - на САХе, в том числе окружные дороги. Техника и работники «Яргорзеленхозстроя» своими силами чистят скверы и парковые зоны Ярославля.

Кроме того, привлекается техника из строительных и дорожных организаций из Большого Села, берётся в аренду у индивидуальных предпринимателей. Так, например, «Спецавтохозяйство», по профилю своей основной работы не имеющее тяжёлой техники, на зиму арендует тяжёлые самосвалы, грейдеры и фронтальные погрузчики.

Впервые за семь последних лет парк городской техники был пополнен: в рамках федеральной программы на условиях софинансирования с участием бюджетов области и города в 2010 году было закуплено 18 единиц новой техники на общую сумму в 40 миллионов рублей. В числе которых 2 лаповых погрузчика, 10 комбинированных дорожных машин, 2 бульдозера, три грейдера.

На следующий день с генеральным директором САХа Евгением Горюшиным выезжаем на улицы города.

- У ярославцев складывается впечатление, что наши работники начинают собираться на работу только тогда, когда начинается снегопад, - говорит он. - На самом деле суточные наряды находятся на месте постоянно вне зависимости от погоды. Мы их обеспечили местами для отдыха, бесплатными обедами. От работы их отвлекают только перерывы на обед и пересмена.

На путепроводе через Которосль вовсю швыряет снег в кузов самосвала лаповый погрузчик современной модели, произведённый заводом «Мосдормаш» и купленный два года назад на средства САХа. На этом участке он работает с 12 самосвалами, по цепочке вывозящими снег в поле в районе Промышленного шоссе. «Москвич» кардинально отличается от двух новых, приобретённых в рамках федеральной программы в 2010-м. И не только своим дизайном и комфортной кабиной: он более мобилен, проходим, имеет большую производительность.

По сравнению с ним приобретённый на «казённые» деньги «лаповик», застывший на улице Победы, выглядит как грубо сваренная из листов железа поделка кружка народного творчества. Такими погрузчиками убирали снег с улиц советских городов ещё лет сорок назад. Однако постановлением Правительства РФ этот динозавр отечественной снегоуборочной техники находится в списке для обязательного приобретения. В качестве «поддержки отечественного производителя в рамках модернизации», надо полагать...

В районе Суздалки вытянул снежную струю в сторону далеко от обочины так называемый «ротор» на базе армейского «ЗИЛ-131».

- Отличная машина, - хвалит её Горюшин. - Проходимая, с хорошей производительностью: за пять минут может загрузить многотонный самосвал. Однако... выработала свой ресурс на все сто процентов ещё несколько лет назад. У меня есть даже акт КУМИ на её списание, разрешающее разрезать технику на металлолом хоть завтра.

Впрочем, такие акты имеют 80 процентов всего парка САХа. Что же касается незаменимого зимой «ротора» (всего на предприятии четыре машины), то перспективы у него незавидные: запчасти отсутствуют, поскольку Северодвинского завода, выпускавшего такую технику, по сути уже нет...

Единственное, что откровенно радует глаз, так это трактор К-701 «Кировец», играючи расчищающий обочины на окружной дороге. Да так, что на легковой машине за ним не угонишься. Однако такую технику в город пока не пускают из-за габаритов. Да и один он всего...

- Можно удостовериться, что главные магистрали города чистятся, и довольно успешно. Однако народ ездит не только по ним. Например, улицы в Дзержинском районе, подпадающие под «третью категорию» - то есть второстепенные, засыпаны снегом так, что автомобили пробираются по ним по колее юзом. В результате народ бросает машины на обочинах, во дворы, даже расчищенные, не заехать, а это в конечном итоге только ухудшает условия очистки улиц. Что делать и кто виноват? - спросил я Горюшина.

- ЯрАБЗ до этого сезона убирал снег в Заволжском районе, сейчас он взял на подряд и Дзержинский. Причём на несколько новых условиях. Если раньше он имел договор непосредственно с агентством муниципального заказа, то теперь стал нашим субподрядчиком. Это сделано для того, чтобы усилить контроль за деятельностью. Однако мы недовольны его работой, - ответил он.

И понятно почему. Тот же САХ уже сейчас несёт большие убытки, поскольку как муниципальное предприятие должен выполнять задачу вне зависимости от объёмов финансирования. «Частники» же, к которым относится и асфальтово-бетонный завод, не станут тратить деньги из своего кармана на бензин, ресурс и оплаты сверхурочных для рабочих. Уловка мэрии, заключающаяся в том, что она не оплачивает субподрядчикам работы, выполненные не до конца или с браком, не помогла: если раньше они «для очистки совести» могли запустить куда-нибудь свой грейдер, то теперь вовсе этого не делают. Иной ответственности за неполное выполнение задания нет. А на нет, как говорится, и суда нет...

На днях заместитель мэра Владимир Слепцов на рабочем совещании выдвинул новый стимул для хорошей работы. Отныне акты будут подписываться не по количеству занятой техники и вывезённых кубов снега, а по состоянию дорожного полотна: от обочины до обочины. Это логично. Но здесь есть одна опасность: «чистильщики» вообще не будут «залазить» на те дороги, которые невозможно вычистить идеально.

В итоге мы можем получить идеальные проспекты в окружении сугробов, в которые превратились второстепенные подъездные пути. Капитализм и русская зима в эпоху катаклизмов несовместны?

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp