Главное:

Судьба парохода и человека

В последнее время я получаю много добрых устных и письменных отзывов на мою книгу «Ярославль. Прогулки и встречи». В их числе оказалось и письмо из далёкого города Северодвинска на Белом море. Опускаю комплиментарную часть, адресованную мне лично, а вот на том, что особенно заинтересовало в ней автора письма Елену Константиновну Зуеву (Коробцову), остановлюсь подробнее.

В книге есть очерк «Из жизни корабела Ковалёва». Он рассказывает о бывшем директоре нашего судостроительного завода Владимире Андреевиче Ковалёве и впервые о продукции этого предприятия – раньше о ней не писали, поскольку в большин-стве своём она предназначалась для Военно-морского флота. Но сейчас прежде запретные темы, как известно, открыты.

Книга попала в руки Елене Константиновне, и вот читаю в её письме:

«Нашла в этой книге родную ниточку в очерке «Из жизни корабела Ковалёва». У него на верфи был построен буксир-спасатель «Константин Коробцов». В 1977 году буксир пришёл на завод (в Северодвинск. – Т. Е.) и трудится до сих пор. Проходит, конечно, регулярные профилактические ремонты, ведь работает в самых суровых условиях, прошёл все моря и океаны, обеспечивая наши программы».

Елена Константиновна – дочь того самого Константина Ивановича Коробцова, именем которого назван буксир-спасатель.

Для ярославского читателя, впрочем, нужны некоторые пояснения. Прежде всего для того, чтобы понять, о каких «наших программах» идёт речь.

Северодвинск – до недавнего времени совершенно секретный и абсолютно закрытый город в устье Северной Двины. Именно здесь строились знаменитые советские подводные лодки. Сейчас здесь находится Государственный Российский центр атомного судостроения. Так что завод, к которому приписан ярослав-ский буксир-спасатель, выполняет уже задачи сегодняшнего дня.

Завод № 402, как он назывался раньше, сейчас – «Севмашпредприятие», или просто «Севмаш», – один из двух самых мощных здесь судостроительных гигантов. Константин Иванович Коробцов работал на нём много лет, в последние годы главным строителем кораблей «Севмаша». Отправил на испытание десятки военных заказов – от первых серийных дизельных подводных лодок до атомных ракетоносцев второго поколения. Был одним из тех людей, на плечах которых это уникальное производство поднималось и крепло. Здесь есть даже свой заводской флот. Имена самых уважаемых тружеников «Севмашпредпрития» увековечены в названиях кораблей этого флота – в их числе «Константин Коробцов», который выводит теперь на испытания современные подлодки.

Передо мной не только письмо Елены Константиновны, но и несколько книг, вышедших в последние годы о Северодвинске. В них не раз упоминается Коробцов, судьба которого, как оказалось, полна удивительных событий.

В 1943 году он был назначен начальником эшелона блокадников, эвакуированных из Ленинграда. Перед тем работал начальником цеха на Петрозаводе. Командировка из блокадного Ленинграда была выписана на десять дней, а получилось – на всю жизнь.

Семнадцати лет в 1926 году он совершил почти невероятное путешествие вокруг Европы. Вкратце рассказ самого Константина Ивановича об этом невероятном приключении комсомольской юности выглядит так.

Своего флота на Чёрном море у страны тогда не было. Большинство пароходов было уведено за границу или уничтожено, и отсутствие их для народного хозяйства ощущалось всё острее. Рабочие «Красной Кузницы», старейшего и самого большого судоремонтного завода в Архангельске, вызвались отремонтировать несколько вспомогательных судов и отправить их в черноморские порты. Отремонтировали. А как отправить? Переходы из Белого моря в Чёрное не были чем-то необычайным, но ЦУМОР (Центральное управление морей) его запретило. Причина – странный, мягко говоря, состав будущего каравана. Землечерпалка, плавучий кран, шаланда – специалисты сомневались, что они выдержат такое далёкое и опасное морское путешествие. Подобных переходов просто не было в истории мореплавания, что и было сказано в Москве специально прибывшему туда представителю архангельского пароходства. Тот продолжал настаивать, и ЦУМОР в конце концов сдалось: под личную ответственность начальника торгового порта.

Кто бы мог подумать, что основное препятствие ещё впереди. В Архангельске никак не удавалось скомплектовать состав экспедиции. Несмотря на безработицу, опытные моряки понимали, что затея почти безрассудная. Тогда администрация порта обратилась к директору морского техникума с тем, чтобы он командировал учащихся, имеющих опыт работы на флоте. Тот отказался.

Решение за него приняло комсомольское бюро техникума. Команды одиннадцати судов пополнили тридцать пять учащихся, в том числе Костя Коробцов, плававший до учёбы кочегаром. Переход длился больше пяти месяцев и закончился благополучно.

Через два года девятнадцатилетний Константин Коробцов был назначен директором Лимендской школы ФЗУ там же на Севере – ещё не существующей, которую нужно было сначала оборудовать, а уж потом открыть. После был Ленинград, война, Северодвинск – дальше вы знаете. Судьба будто испытывала его всю жизнь, а он всё крепче прикипал к кораблям и морю. И его семья тоже.

Вместе с супругой Александрой Ивановной они вырастили двух дочерей. Обе окончили Ленинградский кораблестроительный институт. Старшая, Марта, правда, ушла потом несколько в сторону – стала одним из ведущих специалистов института «Атом-энергопроект», за создание проекта Белоярской АЭС награждена орденом.

Елена несколько десятков лет работала в технологической службе «Севмаша», она почётный ветеран предприятия, лауреат городской премии имени М. В. Ломоносова. Её муж Вячеслав Николаевич Зуев руководил сложнейшим участком стапельного цеха «Севмаша», был заместителем главного инженера.

Внук Константин Коробцов-младший – выпускник кораблестроительного института – живёт и работает в Санкт-Петербурге. Окончили Севмашвтуз внучки Ольга и Светлана.

Что же касается буксира-спасателя «Константин Коробцов», то ему и сейчас работы хватает. У него неограниченный район плавания, мощные водоотливные установки, своя водолазная станция. При необходимости он спокойно может совершить кругосветку. Корабль не раз выполнял производственные задания в разных точках мирового океана, швартовался к причалам далёких стран, рассказывает его первый капитан Александр Иванович Булатов.

«С командой поддерживаем отношения, а с первым капитаном до сих пор дружим, – пишет в своём письме в Яро-славль Елена Константиновна Зуева. – Папа всю жизнь связал с морем, любил его беззаветно, так и не расстался с морем по сей день».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3fyy/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость