Главное:

Дискуссионная площадка

Многие россияне не знают ответа на этот вопрос

Большинство россиян считают, что десталинизация – миф, пустые слова, не имеющие ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной. Таковы данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Первые итоги опроса подвела газета «Коммерсант».

Россиянам ВЦИОМ предложил выбрать одно из двух определений десталинизации. Первое: десталинизация – очень своевременная мера, Россия не сможет двигаться дальше, не осознав ошибок прошлого и официально не признав их, и этим должно заниматься государство. Второе: десталинизация – это миф, пустые слова, не имеющие ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной.

По данным опроса ВЦИОМа (проводился в 46 регионах среди 1600 респондентов), 45 процентов опрошенных выбрали второе определение. Только 26 процентов полагают, что десталинизация – своевременная мера. Значительна часть (28 процентов) вообще затруднилась выбрать одно из двух предложенных мнений.

Как отмечает ВЦИОМ, с тем, что десталинизация – миф, чаще всего соглашались сторонники КПРФ – 59 процентов, на втором месте (51 процент) симпатизирующие ЛДПР. Из тех, кто не участвует в выборах, этот ответ выбрали 50 процентов. Среди сторонников «Справедливой России» и «Единой России» таковых оказалось поровну – по 39 процентов.

Проект десталинизации страны, названный общенациональной государственно-общественной программой «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении», был предложен в начале года Президентским советом по правам человека. В первых числах февраля разработчики передали его Президенту Дмитрию Медведеву, а в конце марта опубликовали. Авторы проекта предлагают вместо Дня народного единства (4 ноября) праздновать День национального примирения и памяти жертв гражданской войны. Также Президентский совет предлагает похоронить тело Ленина и запретить работать на госслужбе чиновникам, не признающим преступления тоталитарного режима.

Глава Президентского совета по правам человека Михаил Федотов считает, что изначально постановка вопроса ВЦИОМом была неправильной – респонденты были введены в заблуждение, поэтому дали такие ответы. «Мы говорим не о десталинизации, а о послед-ствиях тоталитарного режима, а сюда относится и правление Ленина, Брежнева, Хрущева и других руководителей страны», – говорит Федотов. По его словам, правильно было бы спросить: хотят ли граждане оставаться рабами или нет? «Если хотят, то тут уже, конечно, ничего не поделаешь»,– заметил глава совета.

Авторы проекта «десталинизации» заявляют, что антитоталитаризм должен стать «частью официальной политики России», а выступление президента в День памяти жертв политических репрессий – традиционным.

Общество должно себя уважать

Почему России нужно отказаться от тоталитарного наследия

Предложения Президентского совета по гражданскому обществу и правам человека – реальный путь к национальному примирению, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. Его аргументы за реализацию программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» недавно опубликовала «Независимая газета». Мы предлагаем читателям «Северного края» познакомиться с основными доводами Караганова. популярной прессе наш проект получил название «Десталинизация». Это неточно и политически неправильно, хотя суть проекта, естественно, в том числе и в десталинизации, и в декоммунизации российского общественного сознания и самой России. Термин «десталинизация» возвеличивает людоеда и сваливает ответственность только на него. И уводит от истины, от сути того режима, наследие которого нужно преодолевать. И от сути той трагедии, которую пережил народ. На самом деле речь идёт об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении.

Главная цель проекта – обеспечение модернизации сознания российского общества и российской элиты. Модернизация страны ни на техническом, ни на политическом уровне невозможна без изменения сознания общества, взращивания у народа чувства ответственности за себя, страну, гордости за неё – пусть и временами горькой, нормального патриотизма. Модернизационный рывок невозможен или крайне затруднён при нынешнем морально-этическом состоянии общества.

Мы предлагаем подготовить политико-правовую оценку преступлений прошлого. Возможно, в виде официальных заявлений от имени исполнительной и законодательной властей. А также, безусловно, необходимо авторитетное правовое решение по преступлениям прошлого. Есть и предложение подумать о новом названии того праздника, который сейчас зовётся Днём народного единства. Превратив его, скажем, в День памяти жертв гражданской войны и национального примирения. Необходимо завершить юридическую реабилитацию граждан, пострадавших от репрессий. Есть и идея о некоем законе о топонимике для того, чтобы убрать из нашей жизни имена тех лиц, которые несут ответственность за репрессии.

Безусловно, ключевым моментом является максимально полное открытие архивов. Чтобы российские учёные и граждане могли их изучать и публиковать. Чтобы, в частности, можно было писать такие учебники по истории страны, которые были бы свободны от многих прежних мифологем. Потому что пока они очень даже живы. Отсюда и ещё одно предложение – нужен закон, согласно которому чиновники, которые публично отрицают или вообще оправдывают преступления, совершённые в годы тоталитаризма, находиться на госслужбе не могут. И, конечно, важную роль играют памятники. Необходимо в обеих российских столицах создать мемориалы всем жертвам политических репрессий, которые были в нашей стране. Мемориалы должны быть и в местах тысяч пока не найденных захоронений, и в городах и селах, из которых наших людей увозили на каторгу и на смерть.

И наконец, настала пора решать вопрос с Мавзолеем Ленина на Красной площади. Но не просто так, для того чтобы только вынести оттуда его тело. Предварять это, безусловно, необходимое решение должна большая работа.

Сейчас все за себя, общество фрагментировано. Элита во многом презрительно относится к массам. Массы народа – к элитам. При этом народу и элите после последних ста лет себя почти не за что уважать. Единственное, чем можно по-настоящему гордиться, – Великая Отечественная война. Но её объединительный потенциал со временем истощается.

Общество не может начать уважать себя и свою страну, пока она скрывает от себя страшный грех семидесяти лет коммунизма-сталинизма-тоталитаризма. Когда народ совершил революцию, привёл к власти и поддерживал античеловеческий варварский режим. И позволил ему существовать, и участвовал в самогеноциде – системном волнообразном уничтожении лучших своих представителей, традиционной морали, в уничтожении церквей, культурных памятников, во многом самой культуры.

Продолжать полускрывать от себя эту свою историю – неявно оставаться соучастниками этого преступления. Если мы не признаем до конца правды, мы останемся наследниками не лучшей части нашего народа и не лучшего в нашем народе, а худшего в нём и худшей его части – палачей, стукачей, коллективизаторов, организаторов голодоморов, разрушителей церквей.

Нужно восстанавливать истинную российскую идентичность, самоуважение, без которых невозможно движение вперёд. Моисей водил народ по пустыне 40 лет.

20 лет мы уже отбродили, если так же растратим следующие 20, то можем из пустыни и не выйти.

«Советские люди были честными и порядочными»

Читатели «Северного края» размышляют об истории страны и роли Сталина в её развитии

Проблема, поставленная Президентским советом по правам человека, действительно актуальна для нашей страны. Ни один вопрос не вызывает таких споров, как вопрос о роли Сталина в российской истории. Свидетельствуют об этом и письма, приходящие в редакцию «Северного края» и на сайт газеты. Многочисленные отклики вызвала публикация материалов заочного «круглого стола» «Кем стал Сталин в истории нашей страны?» («Северный край» за 19 декабря 2009 года), где своё мнение высказывали ярославские политики, историки, политологи. В этом году больше всего откликов вызвали публикации «Первая кремлёвская ёлка» (номер за 13 января), «О чём вспоминается 5 марта» (номер за 5 марта) и «Пинают мёртвого льва» (7 апреля). На сайте газеты разгорелась целая дискуссия по поводу этих материалов. Сегодня мы решили вынести на страницы газеты часть откликов, поступивших на сайт. Поскольку страсти кипят нешуточные, фрагменты, где оппоненты переходят на личности, мы сократили. Сокращены также повторы и отступления от темы.

Я помню 55-й год вполне отчётливо. Да, время было очень непростое. Это я позже понял. Страна оправлялась после самой страшной войны, а нам уже грозили ядерным оружием. Наши «союзнички», наши нынешние «друзья». И любой здравомыслящий человек понимает, чего нашей стране стоили война, восстановление и защита от новых агрессий. А тогда всё представлялось очень светлым и радостным. И мы, дети, постоянно чувствовали заботу о себе. Нам устраивали праздники. Помню и новогодние, помню «первый раз в первый класс». Постоянная забота о детях! Люди были хорошие, добрые, честные. И власть была человечной. Народной. Состояла из людей грамотных, умных, порядочных.

* * *

Согласен, люди в то время в массе были гораздо порядочнее и честнее, чем сейчас, хотя уродов тоже хватало. Но это – ЛЮДИ! А советской власти как таковой нужна была только власть, и если ей нужно было проехать на танке по детским головам, она спокойно проезжала. Не надо путать порядочных людей и советскую власть – это две вещи несовместные. Просто во времена советской власти порядочные люди пытались жить по совести, а сегодня кажется, что это заслуга соввласти.

* * *

Да, «люди в то время в массе были гораздо порядочнее и честнее, чем сейчас». Потому что это были советские люди! Честные и порядочные люди приняли революционные преобразования и стали «совет-скими людьми». Честные и порядочные советские люди. Советские люди честные и порядочные. Эти же люди и осуществляли, и олицетворяли советскую власть. И задачи советской власти звучали так: «Всё во имя человека, всё на благо человека». Это не значит, что советские люди были идеальными. Человек есть человек. И ничто человеческое не чуждо было и советским людям. А идеалы существуют лишь в воображении. Но люди были людьми! Сейчас людей пытаются превратить в животных!

* * *

Ну зачем же отрицать очевидные вещи? Советская власть сначала сделала миллионы детей беспризорниками, а потом пересажала их в колонии. Советская власть устроила детдома для детей «врагов народа». Советская власть провалила начало войны (почему – вопрос отдельный), оставив миллионы детей в оккупации, обрекла их на голодную смерть или вывоз в Германию, а потом ещё и вспоминала им это десятилетиями.

* * *

Очнитесь, включите разум, отриньте шелуху, оставьте лишь факты и постарайтесь их проанализировать, связать воедино. История двадцатого столетия очень трагична. Нашей страны – особенно трагична. И это даёт поводы и пищу мерзавцам для разжигания ненависти. Трудно найти сейчас семью, в которой не было бы пострадавших в гражданскую, при коллективизации, раскулачивании, в ВОВ. Надо только умело поработать, и пламя ненависти готово вспыхнуть в каждом. Но ведь в каждой семье есть и примеры беззаветного служения (труда) во благо Советской Родины! И как с этим поляризованным состоянием быть? Взорвать его проще простого. Это и стремятся делать вот уже почти столетие наши «друзья». В последние четверть века им это удаётся. Истины ради замечу: совет-ская власть с первых дней проявляла заботу о детях. Беспризорникам уделялось особое внимание. И детские колонии не были в ту пору местами заключений, наказаний. Так что не надо вносить путаницу.

И к появлению беспризорности советская власть непричастна. Их породили Первая мировая и Гражданская войны. И кровопролитие, страшное кровопролитие Гражданской войны начали представители тогдашней, царской элиты – враги советской власти. А вот с разгромом советской власти у нас опять появились и беспризорность, и безграмотность, и бездомность, и безработица, и… и много ещё всего, что отравляет нашу жизнь, разрушает страну и общество. Разрушает самого человека.

* * *

Можно, конечно, обманываться и судить о советской власти по фильмам «Путёвка в жизнь», «Кубанские казаки» и «Светлый путь». Но загляните хотя бы в книги Абрамова, Астафьева и Приставкина. Советская власть использовала самые бесчеловечные методы. Кстати, советская власть рухнула не в 1991-м, а в 1956-м, на ХХ съезде. Все, что было потом, было агонией советской власти, которая пыталась сохраниться. Вот тогда, в 60 – 70-е, она начала поворачиваться к человеку, но было уже поздно. В 1991-м её уже почти никто не захотел защищать. Да, очень жалко, что развалилась страна, но главная вина в этом – самой советской власти.

* * *

Вы пишете, что советская власть рухнула в 1956-м. А если как раз наоборот? Если только в середине пятидесятых советская власть стала приобретать свои истинные черты? А до этого её вынуждали бороться, воевать за существование? А война – штука жестокая. На войне не до сантиментов. Вспомните историю Советского государства – непрерывная война! Фазы кровопролитий сменялись фазами «холодных войн». И не Советское государство было инициатором этих войн. Но Советское государство, советский народ, советская власть во всех схватках одерживали победу. И

победы эти были обеспечены единством власти и народа. И не рухнула советская власть, а пала жертвой предательства. Предательства тонкого, изощрённого. Предательства Горбачёва, Ельцина, Гайдара, Грачёва, Лебедя... И тех же Астафьева, Солженицына…. Предательства, ослепившего народ, отделившего его от власти. О советской же власти я сужу не по фильмам или книгам, хотя они и повлияли на моё мировоззрение, а по рассказам моих родителей, честнейших и образованных людей. И исходя из личного опыта. Так что имею достаточно полное представление о жизни нашей страны, своего народа за период времени с конца двадцатых и по сей день.

* * *

Ни минуты не сомневаюсь, что ваши родители были честнейшими и образованнейшими людьми. Но совершенно не понимаю, почему вы, доверяя им, не доверяете Абрамову, Астафьеву и Приставкину. Ведь это тоже были честнейшие и образованнейшие люди, сами прошедшие через всё, о чём они писали. И я совершенно уверен, что и ваши родители рассказывали вам не о том, какой замечательной была советская власть, а о том, как они в 30-е годы радовались собственной молодости, как мечтали о светлом будущем, как были счастливы вашему появлению на свет. В детстве и молодости человек бывает счастлив при любом режиме, пока не задумывается об этом самом режиме и не сталкивается с ним.

* * *

Мои родители прожили очень трудную жизнь. И, конечно же, мне рассказывали не о советской власти, а о том, как поднималась страна из разрухи в двадцатые и тридцатые годы. При этом никогда не противопоставляли власть народу, не отделяли одно от другого! Поэтому для меня власть (советская) всегда была народной. Трудно поднималась, но подъём был очень заметным. Люди начинали жить, а не выживать! И отец, и мать были в своих семьях первенцами. А в ту пору «семеро по лавкам» – обычное дело. Так что взрослеть дети начинали очень рано. И уже в детские годы по-взрослому оценивали происходящее. Особенно старшие дети. По этой причине и по причине того, что у меня не было поводов подозревать своих родителей в двуличии, нечестности, лукавстве, лицемерии, я им верю больше, чем кому бы то ни было. Кроме того, мой личный жизненный опыт (а я тоже немало повидал за свои 60 лет) подтверждает то, о чём говорили мои родители, и заставляет усомниться в «правдах» Солженицына, Астафьева, Приставкина... Не то чтобы совсем не верю. Нет. И «Матрёнин двор», и «Один день…» вполне можно было бы считать документалистикой, если бы при этом автор не просматривался как инфантильный барчук, столкнувшийся с реалиями, наблюдающий их со стороны, не участвующий в них, ставящий себя над событиями простых людей, над простыми людьми. Не понимающий, не уважающий простых людей. Мнящий себя исключительным, великим. По этой причине он и не может быть носителем «правды». А в «Красном колесе» он и вовсе выступает как сочинитель, давая вольную трактовку событиям. Нынешние очернители вычёркивают славные страницы нашей истории, мажут чёрной краской всё, что могут. «Наезды» на «лампочку Ильича», а теперь опять и на «Мавзолей», и на «советскую милицию», увы, это всё из той же оперы…

«Можно, конечно, обманываться и судить о советской власти по фильмам «Путёвка в жизнь», «Кубанские казаки» и «Светлый путь». Но загляните хотя бы в книги Абрамова, Астафьева и Приставкина!».

Редакция газеты «Северный край» предлагает всем читателям, желающим высказаться по предложенной Президентским советом по правам человека программе «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении», присылать свои отклики в редакцию газеты по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Собинова, дом 1, а также по электронному адресу: sevkray@bk.ru или писать на сайт www.sevkray.ru.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3cu2/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость