Главное:
У семи нянек вода не без грязи

У семи нянек вода не без грязи

Это природоохранный прокурор Андрей Маркин, начальник отдела санитарного надзора регионального управления Роспотребнадзора Тамара Глазкова, Олег Кокорин из управления Верхневолжрыб­вод, Юлия Елизарова, заместитель начальника регионального управления Росприроднадзора. Также приехал из Рыбинска человек, чьё имя прозвучало недавно в связи с расследованием громкого ЧП – загрязнения промышленными стоками речки Сонохты, впадающей в Волгу. Это Николай Правкин – старший инспектор Рыбинского подразделения территориального управления Росрыболовства.

Не хватало лишь представителей областного департамента охраны окружающей среды и Ярославского гидрометцентра, которые тоже ведут мониторинг этой стихии… Логично было бы пригласить и специалистов управления Россельхознадзора. Итого было бы восемь «нянек».

Качество воды, которую мы пьём и которой пользуемся, – подходящая тема для разговора накануне Всемирного дня охраны окружающей среды. И нам, обывателям, конечно, хотелось бы услышать: вот-де мы не сегодня – завтра примем меры к загрязнителям, и реки станут чище, и зло будет наказано.

Увы, ответы на вопросы вовсе не ласкали наш слух. Если сразу подвести баланс – направо позитивные сдвиги, а налево негатив, – чаша весов с проблемами резко пойдёт вниз.

Что мы имеем в Ярославле? Бесхозные трубы с ливнёвыми стоками. МУП «РиОГС» (ремонт и обслуживание гидросистем) осваивает миллионы рублей из городского бюджета, при этом занимается лишь сетями, а сами ливнёвые стоки бегут в Волгу по 26 выпускам и в Которосль по шестнадцати. С улиц Ярославля они несут такую грязь! И за это никто не отвечает, в том числе ни одна структура в департаменте городского хозяйства. Позапрошлый век – так отозвался прокурор Маркин об этой системе.

Наши специалисты без Гринписа знают и о ситуации с очистными горводоканала. Разве что в наших лабораториях не могут определять некоторые вредные вещества, которые обнаружили в пробах волжской воды гринписовские специалисты. Так наши санитарные правила и не требуют этого. А Тамара Глазкова подтвердила:

– Наши очистные не обеспечивают очистку стоков в соответствии с санитарными правилами.

Дело в том, что у нас нет нормирования стоков с промышленных предприятий. И оттуда чего только не попадает на очистные!

Другая тяжкая проблема – с так называемым зелёным маслом, продуктом переработки нефти. Мы немного подзабыли об этой мине замедленного действия на старой площадке сажевого завода у нынешнего Юбилейного моста. А в 2005 году при его строительстве многие жители города, испив воду из крана, на себе почувствовали «вкус» ароматических углеводородов. Ведь до центрального водозабора Ярославля – всего два километра. Специалисты утверждают: сейчас эта «эмульсия» потихонечку перекачивается в городскую канализацию.

Трудно сказать, лучше или хуже ситуация в сельской местности. В районах практически нет локальных очистных сооружений или их проекты не соответствуют реальной необходимости. В районах из 63 очистных сооружений с сорока практически не очищенные стоки сбрасываются в водоёмы первой категории – то есть предназначенные для

питьевого водоснабжения.

Олег Кокорин говорил о невозможности оценить ущерб, который наносят стоки фауне водоёмов… Его коллега Николай Правкин сетовал на автомойки и водителей, которые моют машины прямо на берегах рек, откуда мы потом пьём воду. Говорил о теплоходах с туристами, откуда мешками сбрасывают отходы… И при этом в законодательстве – вакуум. Вроде нарушает человек – и не привлечёшь…

Но всё же – а что у нас положительного? Андрей Маркин сообщил о проводимой работе: в области около семидесяти хозяйствующих субъектов – они или недостаточно очищают стоки, или не платят за водопользование, то есть не имеют права сбрасывать стоки. Это ТГК-2, горводоканал, Яркоммунсервис, Нор­ский керамический завод и так далее. За нарушения приходится отвечать. Прокурор рассказал:

– В 2010 году в суд направлено 33 исковых заявления – по десяти предприятиям в Ярославле и по семи в Рыбинске. Некоторые принимают меры, вкладывают средства в экологические мероприятия. Другие по решению суда разрабатывают поэтапный план исправления недостатков. Мы ежемесячно запрашиваем информацию о выполнении решений суда.

Его поддерживает Юлия Елизарова. Не так давно суд по иску Росприроднадзора вынудил рыбинское предприятие «Сатурн», которое практически без очистки сбрасывало стоки у городского водозабора, вложить 10 млн. рублей в строительство канализационно-насосных станций.

На региональном уровне действует областная целевая программа «Чистая вода» на 2010 – 2014 годы. Чего здесь только нет: и строительство колодцев, очистных сооружений, канализационных сетей и прочего. Кроме того, водопользователи платят за негативное воздействие, и эти немалые средства, распорядителем которых является областной департамент окружающей среды, должны идти на решение экологических проб­лем.

Действительно, наскоком не исправишь то, что копилось годами. Только непонятно: какова тенденция? И обратим ли процесс? Хочется, чтобы побольше средств тратилось на экологические меро­приятия. И чтобы это было гласно. А главное, чтобы состоявшийся разговор не стал просто страшной сказкой о живой и мёртвой воде.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3co4/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость