Главное:

Не унесённое ветром. Что будет с ним?

Парадоксальная ситуация складывается у нас в области, где прошлым летом стихия вырвала с корнем сотни тысяч деревьев. На одной чаше весов – закон, на другой – судьба более сорока миллионов кубометров древесины, которая уже через год-два сгниёт и станет никому не нужной. А ведь по логике вещей в таких обстоятельствах не до бюрократических процедур…

Алексей Долгов, который занимается лесом, строительством бань, пеняет на эти процедуры: больно уж много времени они занимают… А кому нужны будут потом полусгнившие деревья? Но его попытка вывезти ветровал (так это называется на официальном языке местного ведомства) из леса возле Столбищ закончилась конфликтом с арендатором лесного участка – СПК «Свобода». Теперь в этом конф­ликте разбираются след­ственные органы...

Тутаевский район – не самый пострадавший от урагана и ветровала. Это можно смело заявлять, побывав в северных лесах, например в Первомай­ском районе, особенно возле села Коза. Там глазам предстаёт просто апокалиптическая картина. Но и вдоль трассы Ярославль – Рыбинск, особенно в Артемьевском сельском поселении, до сих пор у обочин лежат неубранные, засыхающие сосны и ели.

Лишь у одного СПК «Свобода» – ветровал на тринадцати гектарах!

Неубранные деревья, как известно, могут стать причиной распространения вредителей и болезней деревьев. А после жаркого и тревожного лета 2010 года ясно, что ветровал ещё более опасен из-за беспрепятственного распространения огня в случае пожара. Ведь в таком захламлённом лесу не проедет ни одна машина. А тушить очаг возгорания водой с воздуха – грубо говоря, мартышкин труд и напрасная трата средств. Все, кто сталкивался с огненной стихией, знают, как сложно и опасно бороться с ней. Даже пал в полях – это жуткая, бывает, двухметровая стена огня, с которой враз не справиться.

Нужно помнить ещё и то, что на территории области много деревень расположено чуть ли не на лесных опушках или по крайней мере на границе с лесом. На недавнем селекторном совещании в Главном управлении МЧС РФ по Ярославской области губернатор Сергей Вахруков подчеркнул: нужно расчищать лесные дороги и завалы! И тогда же из уст директора департамента дорожного хозяйства и транспорта Владимира Соловьёва вырвалось, скажем, весьма неоптимистичное признание:

– Иначе даже некоторые населённые пункты не эвакуировать в случае пожара. Может, лес поквадратно сжигать?..

Видимо, эта идея не произвела впечатления на губернатора:

– Нужен мозговой штурм, нужно со специалистами собраться, думать что делать…

А вот в деревне Митинское Тутаевского района старожилы без всякого мозгового штурма искренне удивляются, что на поваленные деревья нужно ­писать заявку и оформлять документы. Здесь не так много народа: одна бабушка живёт постоянно да ещё с мая примерно дюжина дачников приезжают из города. Большин­ство живут в родительских избах. Деревушка симпатичная, но в опасной близости к лесу. Собственно, молодая поросль осины и берёзы начинается прямо за огородом. Кабанам даже прятаться не нужно во время набегов на картошку. А с другой стороны – поле, где трава по пояс и выше…

На вопрос об опашке леса бабуля машет рукой:

– Опахивали последний раз в 70-е годы – ещё мой сын покойный на колхозном тракторе!

И обращается к невидимому начальству:

– Объявили бы да предложили, кому надо на дрова. Лес-то ведь надо обихаживать, о чём разговор?! Почему нам велят какие-то бумаги выписывать? Если нельзя – так и пусть он гниёт!..

Люди жалуются: раньше в лес зайдёшь – и везде можно пройти. А сейчас из-за ветровала нужно и над, и под стволами пролезать, все ноги сучками поранишь…

Между тем не всё так просто. Директор Тутаевского лесничества Александр Карпухин возмущается: дескать, представьте, если все пойдут «за дровами», что у нас в лесу будет? Хотя и признаёт, что ёлка уже лежит изъеденная жуком. Правда, берёза пока ничего – спокойно пойдёт на фанерный кряж, да и с осиной ничего не делается.

Александр Петрович разъяснил: сейчас даже чтобы три кубометра взять на дрова, нужен документ на 25 листах. И времени на его оформление потребуется недели две. Ну так ведь и контора рядом – в Чёбакове! Хотя, конечно, раньше проще было с лесорубочным билетом – всего три листа занимало разрешение. Сейчас по Лесному кодексу процедура отвода делянки приведена в соответствие с Гражданским кодексом и оформляется как купля-продажа.

Но нельзя сказать, что и лесники сидят сложа руки. В прошлом году проведён аукцион на участки гослесфонда в Тутаевском районе, где нет арендаторов, специально для вывоза ветровала. И в этом году собираются организовать такой же для лесных участков в северных районах – Пошехонском, Даниловском и Первомайском. Более того, по закону, оказывается, у арендаторов не пропускают «стоячий» лес. Проверяют – чтобы вначале ветровал убирали.

Но почему же арендатор не даёт местному населению вывозить поваленные деревья? Директор СПК «Свобода» Леонид Индюков отвечает вопросом на вопрос:

– А вы, если у вас грязно дома, пустите неизвестно кого убирать? Нет, вы или сами сделаете это, или наймёте кого-то конкретного. А то ведь после непрошеной помощи, пожалуй, понадобится дом восстанавливать или заново убирать… Есть закон! Мы заключили договор на уборку леса с ООО «Клён», а на тушение пожаров с ГАУ «Лесная охрана».

Такая вот точка в разговоре… Вроде всё расставлено по местам. И всё же хотелось бы, чтобы самые важные для экологии и безопасности населения вопросы «штурмовали» мозгами побыстрей. Чтобы закон не вступал в противоречие с необходимостью.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3bxb/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость