Главное:

О чём говорят следы

– В нынешнее время в связи с демократизацией общества и государства усиливается защита прав граждан, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. При этом всё более возрастает роль объективных независимых доказательств, которые собирают эксперты-криминалисты, – рассказал Павел Константинович. – Несмотря на то, что экспертно-криминалистическая служба входит в структуру полиции, однако её деятельность регламентируется нормами кодексных федеральных законов.

В них установлен статус эксперта и специалиста – участника процесса расследования, независимого как от стороны обвинения, так и защиты.

Экспертно-криминалистическая служба выполняет одну из важнейших задач – обеспечение процесса расследования, раскрытия преступлений объективными экспертно-криминалистическими судебными доказательствами. Главная её цель – установление истины, причин неочевидного события с помощью экспертно-криминалистических методов и средств.

Основными функциями рыбинского территориального экспертно-криминалистического подразделения (ЭКП), являются: обнаружение, фиксация, сбор, изучение следов материальной обстановки произошедшего события (преступления, правонарушения) сотрудниками. Они принимают участие и в других следственных действиях, предусмотренных законом. Изъятые следы и вещественные доказательства исследуются непосредственно в ЭКП. Материалы же, требующие специальных лабораторных исследований, направляются в областной экспертно-криминалистический центр.

Кроме того, специалисты ЭКП принимают участие в оперативно-розыскных мероприятиях, используя экспертно-криминалистические средства и методы (ЭКСМ). Эксперты-криминалисты анализируют механизм совершённого преступления, выдвигают следственные и розыскные версии, составляют со слов очевидцев субъективные композиционные портреты разыскиваемых лиц.

Именно о применении одного из видов ЭКСМ под названием «комплексный криминалистический учёт» (ККУ), с помощью которого была раскрыта серия дерзких краж в 2010 году, мы и хотим сейчас рассказать.

– Многолетняя практика использования анализа комплексной криминалистической информации показывает, как быстро обобщается информация по совпадающим базовым признакам, свидетельствующая о совершении лицами одной серии преступлений, – рассказывает Захаров. – Например, когда из раза в раз предметом похищения становится «сейф с деньгами», фиксируются «слом цилиндра замка» при квартирной краже или происходит совпадение следов обуви.

Так устанавливались серии квартирных краж, насчитывающие по 37 преступлений, краж из магазинов в полтора десятка преступлений, серия краж из офисов, объединяющая более 20 фактов.

Впрочем, встречаются преступники с неустойчивым «преступным» поведением, когда совершаемые ими преступления вовсе не похожи друг на друга...

Девятнадцатого октября прошлого года сотрудниками наряда ГИБДД была задержана группа лиц, совершившая кражу колёс с автомашины у дома № 3 по ул. Черкасова. Ими оказались граждане Марухин, Карачев и Кузнецов. «Привязать» задержанных лиц к другим аналогичным кражам с автомашин по способу преступлений и другим видам следов не удалось.

Задержанные оказались людьми с опытом, оставившими описания своих «подвигов» в базах учётов органов внутренних дел. Криминалисты, изучая способ совершения преступлений каждого из задержанных в прошлом, установили, что «палитра» их деяний довольно широкая: грабежи, квартирные кражи с проникновением через окно и взломом дверей, кражи из магазинов, офисов, раздевалок. Да и предметами похищения у них были различные вещи – от компьютеров до одежды.

То есть закреплённого устойчивого способа совершения одного вида преступлений у задержанных не было. Выходило, что кражу колёс они совершили впервые. Измельчали?

Однако скоро появились подозрения, что задержанные продолжили в Рыбинске свой путь «преступных мастеров на все руки». Сняв отпечатки с обуви у задержанного Кузнецова, эксперты установили, что они совпадают со следами рисунка обуви, пропечатавшегося на полу сквозь надетые на неё носки во время кражи компьютера из офиса фирмы на Волжской набережной двадцать второго сентября того же года. То есть почти за месяц до того, как злоумышленники попались на краже колёс...

Эксперты-криминалисты стали работать дальше в том же направлении: сличать характер ранее совершённых преступлений. Вскоре они выяснили, что аналогичное преступление произошло двадцать четвёртого сентября (через два дня после первого) из офиса фирмы на Большой Казанской. Совпадающие признаки были следующими: кража произошла из офиса учреждения, украли персональный компьютер, преступники, проникнув в помещение, действовали уверенно и быстро – значит, провели предварительное знакомство с расположением помещений и с тем, что в них находится.

Кроме того, проникновение в помещение офиса в обоих случаях происходило через окно. Способ проникновения: путём осторожного слома запоров «стеклопакетов». Был обнаружен и след от орудия, с помощью которого этот «слом» произошёл: плоский, шириной 20 миллиметров. И конечно, носки...

Те самые пресловутые носки на обуви, с помощью которых злоумышленники пытались скрыть следы на полу и подоконнике. Однако рисунок обуви на месте преступления на Большой Казанской с остальными не совпадал. Жулики всё же поменяли ботинки...

Впрочем, это не обескуражило сыщиков. Получив общую подтверждающую информацию, сотрудники отдела уголовного розыска во время обыска на квартирах, где проживали подозреваемые, обнаружили часть вещей, украденных на Большой Казанской 24 сентября. Это подтверждало версию, что задержанная группа имеет отношение к серии аналогичных преступлений.

С помощью базы данных комплексного криминалистического учёта было установлено, что следы обуви в носках были изъяты во время осмотра места преступления в селе Ясная Поляна Пошехонского района. Там во время кражи из коттеджа пятнадцатого октября были похищены и вывезены дорогостоящая мебель и электроинструменты. Это было мало похоже на кражи из офисов. Но и здесь совпадал общий вид орудия преступления: плоский след шириной в 20 миллиметров.

В результате сравнительного анализа криминалисты пришли к выводу: не всегда преступники «ходили на дело» в новой обуви. Следы в коттедже совпали по рисунку со следами Марухина. Проверили все аналогичные преступления за последнее время и выяснили, что кроме вышеперечисленных трёх он «отметился» ещё в двух эпизодах: кражей сейфа с деньгами из фирмы на Тоговщинской улице и в магазине «Юнион Стар», откуда утащили одежду и обувь.

Впоследствии при расследовании преступлений, совершённых этой группой, сыщики выявили ещё одну квартирную кражу, где следы совпадали со следами Кузнецова.

– На данный момент проводится расследование, назначаются экспертизы, закрепляется деяние другими доказательствами, – закончил свой рассказ Захаров и подвёл итог: – Мой многолетний опыт позволяет сказать о том, что правоохранительным органам актуально требуется служба, способная собирать, учитывать и обрабатывать материальные и идеальные (психологические) модальные следы индивидуального способа совершения преступления.

При этом она должна иметь специалистов-аналитиков, работающих на местах происшествий, собирающих и обрабатывающих полученную комплексную информацию на каждое нераскрытое и раскрытое преступление, на каждое подучётное лицо.

Сотрудники должны обладать как экспертно-криминалистическими знаниями, так и оценивать, моделировать действия лиц на основе материальной обстановки, составлять психологический портрет преступника. Открывается новая функция отделов внутренних дел, которая не может быть выполнена традиционно оперативными и следственными аппаратами. Если с автоматизацией сведений на «лицо-досье» весьма благополучно, то сведения на индивидуальный «преступный почерк» лица и на нераскрытое преступление собираются, учитываются для статистики и... не используются, не закладываются в основу принятия решений для раскрытия преступлений.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n39zd/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость