Главное:

Как лучше или как на Западе

Правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Отныне, согласно Болонской конвенции, вузы обязаны вести обучение по программам бакалавра и магистра. Болонскую конвенцию в 1999 году подписали европейские страны для сближения существующих в Европе систем образования. С 2003 года её основные принципы начали вводиться в России, а полное завершение реформы министр образования Андрей Фурсенко пообещал к 2010 году.

Вроде бы неплохо, что российское высшее образование станет более открытым и мобильным. Но есть опасения: не принесёт ли этот переход совершенно нежелательные проблемы студентам и преподавателям?

Инициаторы реформы считают, что введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, привлечь работодателей к финансированию магистратур, решить проблему переизбытка плохо подготовленных специалистов на рынке труда, помочь студентам легко переводиться в европейские вузы и устраиваться на работу за рубеж, разрабатывать учебные программы совместно с европейцами.

Однако народ уже вовсю прогнозирует отрицательные последствия реформы. Те же работодатели, что жалуются на дефицит грамотных специалистов, считают бакалавров недоучками. Кто­то, может, и готов вложиться в обучение магистров. Но при системе «бакалавриат – для всех, магистратура – для избранных» подавляющее количество новоиспечённых бакалавров рискуют получить проблемы с трудоустройством. А продолжить обучение в Европе смогут себе позволить лишь единицы. Опять же, если магистратуры тоже будут платными, то туда мало кто пойдёт – и в результате общий уровень российского образования снизится. Да ещё и коррупция расцветёт пышным цветом.

Официальные комментарии звучат обтекаемо: будет общеевропейский стандарт, решатся финансовые проблемы. Главное, что Россия останется в едином образовательном и культурном контексте Европы.

«Они не хотят, как лучше, они хотят «как на Западе», – к такому выводу, изучив проблему, пришёл ныне покойный ректор Ярославского театрального института Вячеслав Шалимов. Сергей Куценко, сегодняшний и. о. ректора ЯТИ, опасается путаницы. На прошедшем 11 ноября собрании ректоров яро­славских вузов, посвящённом обсуждению грядущей реформы, он заметил:

– Как отличить артиста­бакалавра от артиста­магистра? Можно иметь степень бакалавра и быть востребованным или быть магистром и сидеть дома.

Впрочем, кое­где традиционная программа останется. Это прежде всего касается медицинских, военных и частично технических вузов. Их выпускники по­прежнему будут получать диплом с квалификацией «специалист» через 5 – 6 лет. Будет составлен общий список таких вузов. Возможно, туда попадут и театральные.

А что с другими ярославскими университетами?

Вот, например, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, он уже давно выпускает и магистров, и специалистов, а тех, кто собирается остаться бакалавром, долго уговаривают продолжить обучение: ещё год на специальности или два в магистратуре – по выбору. Лет семь назад, когда педуниверситет только переходил на эту систему, без сложностей тоже не обошлось. В магистратуру шли немногие, в основном выбирали привычную пятилетку – специалитет. А те, кто попадал в магистратуру, потом оставались недовольны, потому что там, как в любой новорождённой образовательной структуре, было много неразберихи. Но на сегодняшний день ситуация прямо противоположная: все хотят в магистратуру, а в специалитете недобор.

– Говорят, что в этом году специалитет ликвидируют, но точно никто не знает, – рассказывает студентка филфака Зоя Иванова. – Можно проучиться четыре года и уйти бакалавром, но все преподы кричат: «Не смейте уходить, вас же никуда не возьмут!» Но вообще­то четырёх лет человеку вполне достаточно, чтобы определиться, куда ему хочется дальше, и не идти в магистратуру только потому, что преподаватели говорят «надо».

В ЯРГУ им. Демидова двухуровневая система существует с 1993 года как альтернатива традиционной на факультетах математики, информатики, физики и биологии. Выбирать можно и при поступлении, и в процессе учёбы. Как и в педуниверситете, после бакалавриата не уходит практически никто.

Преподаватели Демидов­ского университета к реформе относятся скептически и видят в ней больше минусов, чем плюсов. Например, не представляют себе, как ужимать пятилетнюю учебную программу до четырёх­трёх лет. Опасаются, что те из ребят, кто не сможет попасть в магистратуру, будут плохо котироваться на рынке труда и что если магистратуру сделают платной, то туда вообще никто не пойдёт.

– Вообще­то, в магистратуру и не должно идти много, – объясняет проректор по учебной работе Александр Зафиевский. – Потому что там готовят специалистов­руководителей. А бакалавр – это исполнитель. Грамотных исполнителей на сегодняшнем рынке труда как раз и не хватает. Высшее образование у нас постепенно становится всеобщим, в то время как в Советском Союзе и дореволюционной России оно было уделом немногих. Базой фундаментального образования была научная деятельность, и каждый студент занимался научной работой. Но невозможно заставить всё население заниматься научной работой! В идеале магистр – это теоретик, исследователь, потенциальный руководитель, а бакалавр – это компетентный практик. Компетентный – значит, умеющий решать конкретные задачи. Вот, например, социология. Сейчас студенты пять лет изучают теорию соцопросов, и до практики дело доходит только на пятом курсе. А бакалавры не должны залезать в теоретические дебри, от них требуется умение проводить простые соцопросы, но качественно. Поэтому практика для них будет начинаться уже с первых курсов. Конечно, общий уровень теоретических знаний снизится, но это необходимость, которая определяется массовостью. Конечно, будет много трудностей с реорганизацией учебного плана и подхода к учебному процессу. Не мы первые – Германия, например, уже пережила нечто подобное. Но дискуссий и пустых обсуждений там было гораздо меньше.

К 2009 – 2010 годам вузы перейдут на новый формат, и действующая сегодня двухуровневая система тоже видоизменится. Кое­где сохранится пятилетка – специалитет. Но если раньше ребята, отучившись пять лет, имели диплом бакалавра и диплом специалиста, то теперь после бакалавриата альтернативы магистратуре уже не будет.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2yvr/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость