Главное:

Татьяна СТЕПАНОВА: Национальный проект «Образование» должен изменить общество»

– Татьяна Александровна, насколько сегодня учитель понимает, чего от него ждет общество, какой результат он должен выдавать? Двадцать лет назад все было куда проще: школа должна была внедрить материалистическое мировоззрение и официальную идеологию. А чего оно ждет сегодня при том обилии мнений и возможностей, окружающих каждого ребенка?

– Вообще социальный заказ существует и поныне. Если взять начальную школу, то ясно, что она должна давать человеку базовые навыки: умение читать, считать, писать и основные знания об окружающем мире. Это просто те «киты», на которых стоит культура и цивилизация. Более того, эти навыки и умения являются тем самым запросом, который есть у каждого ребенка и его родителей.

– С начальным образованием понятно: оно дает базовые навыки. Относительно понятно и с высшим – диплом по сути «путевка в жизнь». А что в таком случае есть аттестат о среднем образовании? Если с ним на престижную работу не устроиться вообще, а тяжелый физический труд давно стал вотчиной гастарбайтеров?

– Задача школы не просто дать некий объем знаний. Главное, чтобы у выпускников были выработаны определенные навыки, которые позволят в дальнейшем сделать осознанный выбор. Важно уметь учиться, уметь искать информацию, уметь отвечать за свои решения и поступки. Поэтому смысл приоритетного национального проекта «Образование» в том, чтобы обеспечить условия для достижения нового качества образования, найти те пути развития системы, которые к этому ведут... Одна из задач – сделать так, чтобы сам выпускник понимал, чего ради он провел в средней школе 11 лет, идти ли ему после окончания в вуз, получать начальное или среднее образование, возможно, идти работать. Нам важно, чтобы выбор был сделан осознанно, а не благодаря моде или чьим-то желаниям. Опять же, многие принципиальные составляющие нашего среднего образования не изменились: оно по-прежнему имеет светский характер, развивает материалистическое мировоззрение и ориентировано на общечеловеческие гуманистические ценности.

– Просмотрев немалую кипу документов, имеющих непосредственное отношение к проекту, я не получил целостного представления о том, что именно приведет к изменению сути образовательного процесса. Все больше речь идет о том, чтобы лучшие ученики, лучшие учителя и самые «продвинутые» школы получили те или иные бонусы в денежном выражении. Как это соотносится со статусом национального проекта, который, исходя только из названия, должен затронуть все общество?

– Дело в том, что реализация национальных проектов никогда не проходит в один этап. Более того, нельзя даже надеяться, что к новой сути образовательного процесса мы придем единственно верным и прямым путем. Обязательно будут и корректировки курса, и, может быть, даже некоторые изменения целей. Кстати, первые итоги реализации национального проекта «Образование» в Ярославском регионе мы планируем обсудить 25 августа на конференции. Отечественная система образования сильна своими традициями и основательностью, и никто не намерен отбрасывать то лучшее, что существует в российской школе. Но нужно двигаться вперед. Многие положения нормативных документов направлены как раз на то, чтобы создать мотивацию для дальнейшего совершенствования учителей, преподавателей и воспитателей, усилить материальную и техническую базу наших школ, обобщить опыт профессионального образования. С другой стороны, многие стратегические цели сформулированы уже сейчас. Я перечислю три основные:

– повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;

– повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования;

– развитие воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования.

Более того, уже проводится работа по реализации этих задач. В части повышения качества ресурсного обеспечения, например. Если в 2001 – 2002 годах один школьный компьютер приходился на 243 обучающихся, то в нынешнем – на 33 ученика. К 2007-му все школьные компьютеры будут подключены к глобальной сети Интернет. С этим пунктом пересекается первая задача, в которой предполагается создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ. Естественно, что техническая оснащенность является здесь одной из самых важных составляющих. Или, к примеру, третья задача – о развитии воспитательного потенциала. Сегодня каждый классный руководитель городской школы с наполняемостью класса 25 человек и сельский классный руководитель с наполняемостью класса 14 человек получают доплату в размере 1000 рублей (в тех школах, где классы наполняются меньше, доплата уменьшается пропорционально). Отдельно хочется отметить, что несколько типов учебных заведений изначально не вошли в федеральный перечень, поэтому постановлением администрации Ярославской области № 47 от 17.02.2006 был существенно расширен список педагогических работников, которым выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Так, денежную поддержку получают классные руководители начальных и специальных (коррекционных) школ – детских садов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, специальных общеобразовательных школ открытого типа, вечерних (сменных) общеобразовательных школ, центров образования и открытых (сменных) общеобразовательных школ очной формы обучения, учреждений начального и среднего профессионального образования.

– Судя по некоторым положениям нормативных документов, российская школа находится на перепутье: с одной стороны, не хочется утратить энциклопедичность образования, которой всегда славилась советская школа, с другой – время требует от ученика, чтобы он поскорее определялся со специализацией, потому что нельзя же действительно объять необъятное. И тот выбор, который нужно сделать всем десятиклассникам, для кого-то может оказаться очень непростым…

– Широта образования, на мой взгляд, не противоречит его направленности – не зря же большая часть великих ученых были энциклопедически образованы. Система профильной подготовки изначально замышлялась и осуществляется с учетом максимальной гибкости возможностей для учеников. Во-первых, весь девятый класс они могут позволить себе пробовать свои силы и в углубленном изучении гуманитарных, и в углубленном изучении точных дисциплин. Во-вторых, даже если не получилось остановиться на чем-то одном, всегда есть и альтернатива – остаться на общеобразовательном курсе. Помимо этого в учреждениях дополнительного образования можно получать навыки и умения, которые тоже могут сориентировать нынешнего ученика в будущей жизни.

– В части финансирования общеобразовательных учреждений у нашего региона есть немалые достижения – они довольно давно переведены на нормативное бюджетное финансирование. А дополнительное образование так и пребывает на «остаточном принципе». Тут вряд ли можно рассчитывать на большой прогресс...

– На самом деле и здесь есть обнадеживающие известия: с января 2007 года все учреждения дополнительного, дошкольного и начального образования нашей области тоже переводятся на нормативное финансирование. Естественно, по дифференциальным нормам, поскольку в силу специфики работы у них разные нормативы затрат на каждого ученика. Кстати, в части перевода на нормативное бюджетное финансирование основных и средних школ мы были первыми в России, поскольку сделали это в 2003 году. Возможно, и в отношении остальных образовательных учреждений будем в лидерах. Кстати, у нас и сегодня многие спортивные школы, находящиеся в ведении образования, умудряются выпускать чемпионов России, причем иногда в абсолютном зачете.

– Если попытаться выразить общую идею национального проекта «Образование» одной фразой, получается приблизительно следующее: российский ученик, невзирая на географическое положение, состав и благосостояние семьи, собственный потенциал, должен иметь возможность получить доступное и качественное образование, соответствующее государственному образовательному стандарту?

– В принципе, если ограничивать себя одной фразой, это можно выразить и таким образом. Есть, разумеется, и нюансы: с одной стороны, мы ни в коем случае не должны упустить детей, отмеченных, что называется, Божьей искрой, с другой – обеспечить максимально возможный уровень для тех, кто не в состоянии освоить стандартные учебные программы. По этому поводу в национальном проекте «Образование» разработаны особые положения, и они в нашей области активно претворяются в жизнь... Здесь есть целый комплекс мер, позволяющий одаренным детям получать режим наибольшего благоприятствования для всестороннего развития своего таланта. Соответственно, и результаты – три победителя международных олимпиад в 2005 году, в 2006-м выпускник школы № 33 Ярославля Александр Магазинов выиграл международную олимпиаду по математике, показал абсолютный результат олимпиады, получил золотую медаль. И это далеко не все примеры, Ярославская область богата талантами.

– Это одна сторона вопроса. Другая же в том, что еще при советской власти школы с «уклоном» из учреждений для особо одаренных детей превращались в заведения для особо обеспеченных родителей. Вообще программы гимназий, колледжей и других «элитных» учебных заведений соответствуют национальной образовательной доктрине?

Конечно, поскольку тоже входят в систему среднего образования. Вообще говорить о том, что эти учебные заведения созданы для особо одаренных детей, не совсем корректно. Просто потому, что восемь гимназий, четыре лицея, одиннадцать специализированных школ и тридцать пять классов со специализированным изучением предмета нельзя укомплектовать одними гениями – в таких количествах их просто нет в природе... Задачи этих учебных заведений несколько в другом – профильная направленность, о которой мы говорили, здесь заложена в программу на более фундаментальном уровне. По сути это школы для тех детей, которые изначально определились в своих пристрастиях. И вовсе не обязательно эти пристрастия определяют некую элитарность учащихся или их семей. Тот же восемьдесят шестой ярославский лицей, например, специализируется по техническим направлениям. Многие его выпускники затем продолжают обучение в ЯТУ, в других технических вузах России. Но разве техническая интеллигенция может в нашей стране сегодня претендовать на статус элиты?

– Взглянем на проблему несколько шире: семья не определилась с пристрастиями ребенка. Однако, выбирая школу, родители все равно ищут то место, где их сыну или дочери будет комфортно, где будет обеспечена их безопасность и где детям будут даны глубокие знания. При этом информацию родители получают по системе «сарафанного радио». Между тем информация о создании рейтинга школ в нашем регионе пока не подтверждается. Как вообще идут дела в этом направлении?

– Работа над определением рейтинга школ уже идет – разрабатываются критерии и показатели оценки деятельности школ. Но здесь нужно быть аккуратными. Нужно найти такой способ изложения результатов, который будет понятен не только специалистам, но и широким слоям населения. Иначе возможны недоразумения, из-за которых пострадают как педагоги, так и имидж школы. И нужно понимать, что во многом опубликованные данные будут подтверждать информацию того самого «сарафанного радио». Поскольку шила в мешке не утаишь и сведениями о том, в какой именно школе перечисленные в вашем вопросе условия соблюдаются в полной мере, народ в целом располагает.

– Получается, что этот рейтинг и не особенно нужен?

– Почему же, нужен, причем как потребителям образовательных услуг, так и педагогическим коллективам. Необходимо создание конкурентной среды. Чтобы те учебные заведения, которые не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, понимали: их услуги на образовательном рынке могут оказаться невостребованными.

– Татьяна Александровна, получается, что реализация национального проекта «Образование» идет в нашем регионе полным ходом и вас можно поздравить не только с наступающим днем рождения, но и с выполнением тех задач, которые поставило перед вами государство?

– Если говорить о поздравлениях, то в части национальных проектов принимать их пока рано. Как я уже и говорила, подобные проекты невозможно осуществить без определенных сложностей в тех или иных направлениях. Весьма непросто реформировать среднее и начальное профессиональное образование. Дело не только в нас – обратите внимание, как изменилась сама профессиональная среда, в которой полное обновление технологий происходит за пять – семь лет. Еще одно направление – социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако мы, естественно, не можем точно предсказать, сколько таких детей будет в нашем регионе через три года или через пять лет...

– Получается точно по Жванецкому: «Этой стране очень трудно договориться с народом, потому что через несколько лет это уже или не тот народ, или не та страна».

Вот поэтому мы и определяем сверхзадачей приоритетного национального проекта «Образование» такое развитие народа, чтобы он стал «тем», который и образует более здоровое и гармоничное общество. И тогда, наверное, не потребуется противопоставлять их друг другу.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2zhp/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость