Главное:

Евгений Майн: «В вузах формируется будущее региона»

– В Ярославской области главный ресурс экономики – это человеческий потенциал. У нас нет месторождений нефти и газа, золота и алмазов, зато отлично развиты среднее специальное образование и выс­шая школа. Мы традиционно готовим высококвалифицированных специалистов, которые и должны стать отправной точкой экономического роста Ярославской области. В 21 веке экономика, в том числе региональная, будет развиваться по инновационному пути, где главную роль станет играть человеческий фактор. А потому мы должны всемерно содейст­вовать развитию человеческого капитала.

– Евгений Рейнгольдович, вообще­то высшее образование в компетенции федеральной власти?

– Это так. Но все равно люди работают в регионах. А потому заинтересованность в развитии образования должна быть в первую очередь у местной элиты. Будущее региона сейчас формируется в наших вузах. Если они готовят выпуск­ников, которых потом никуда не берут на работу, то это проблема региона, его будущего, и мы должны думать об этом в первую очередь.

– В Ярославле много вузов, профессоров, студентов. Что мешает развитию высшего образования?

– К сожалению, есть и федеральная программа реформирования высшего образования, которая абсолютно не учитывает специфики регионов. В соответствии с этим документом в России может остаться 30 – 40 федеральных университетов, все остальные вузы становятся частными. Федеральные университеты получат бюджетное финансирование, преподаватели будут иметь от государства социальные гарантии. Остальные получат, что заработали на рынке. Реформа уже запущена, поэтому на региональном уровне мы должны как­то вписать свои действия в ее логику.

– Губернатор Анатолий Лисицын недавно выступил с инициативой объединения двух вузов – Ярославского государственного и Ярославского технического университетов...

– Это в принципе правильная идея. Для того, чтобы реформировать высшее образование, нужна политическая воля. Понятно, что сталкиваются интересы руководителей вузов, бизнеса. Бескровно ни одна реформа не может пройти. Поэтому считаю, что прежде чем озвучивать инициативу объединения вузов, нужно было предварительно подготовить почву. Сейчас механическое объединение ЯрГУ и ЯГТУ практически невозможно.

Но надо понимать, что в недалекой перспективе университет в Ярославской области может быть только один, и еще не факт, что он вообще будет. Задача слушаний, которые пройдут 19 декабря, – сформировать отношение депутатского корпуса к этой проблеме, подготовить предложения, которые предусматривали бы обязательное создание в Ярославле крупного единого учебного центра федерального уровня. У нас есть для этого все предпосылки. На базе одного вуза или нескольких он будет образован – должна решать уже исполнительная власть. Нужно провести анализ, где какие есть научные школы. По моему мнению, это должен быть просто Ярослав­ский университет с тем набором специальностей и факультетов, который необходим для дальнейшего экономического роста региона.

– В объединенном университете должны быть все специальности – от технических до педагогических?

– Да. Единственное, что нужно оставить самостоятельным, – медицинское образование. Но там и ведомственная принадлежность двойная. А остальным вузам необходимо подумать, как работать вместе.

Есть примеры создания в регионах полноценного вуза. Я окончил Челябинский политехнический институт им. Ленин­ского комсомола, крупнейшее высшее техническое учебное заведение в СССР. Десять лет назад его ректор Герман Вяткин пришел к тамошнему губернатору и предложил создать крупный университет. Все ректора вузов ему отказали, а челябинский губернатор поддержал.

Вяткин медленно, но верно за десять лет открыл все факультеты, которые были в вузах Челябинской области. В конкурирующих учебных заведениях очень крупно просел набор. Так, технический вуз стал классическим – Южно­Уральским государственным университетом. Здание главного корпуса надстроили, и его увенчал шпиль, аналогичный МГУ. Сейчас набор в университет Челябинска – 55 тысяч студентов. Это самый крупный вуз в стране, даже больше МГУ по числу обучающихся. Его бюджет – 1 млрд. 900 млн. рублей.

– Это федеральные

деньги?


– Нет, в основном собственные средства. 75 процентов студентов набирается на компенсационной основе. При этом вуз не потерял качества образования, там жесткий отбор, и даже за деньги люди сдают экзамены, а не просто отсиживают номер, как это часто бывает в небольших вузах.

– Вы считаете, что Челябинск – пример для нашего региона?

– Да, и очень поучительный. По сути, так создавались все вузы мирового уровня. Но это было сто­двести лет назад. Если не будет единого университета в Ярославской области, то каждый из ныне существующих вузов будет выживать самостоятельно в рыночных условиях без господдержки. Я полагаю, что нужно принять региональную целевую программу содействия развития выс­шей школы в Ярославской области. Это единственная программа, которую из федерального бюджета финансируют по принципу «20 на 80». На 20 процентов вложенных региональных средств федеральные власти дают 80 процентов. Мы даем 200 млн. рублей, а нам добавляют 800 миллионов.

– И куда потратить эти

деньги?


– На организацию учебного процесса по перспективным для региона направлениям, на строительство и ремонт учебных зданий, на строительство новых общежитий. Есть смысл вкладывать средства в высшее образование, которое позволит региону развиваться. Развивать современные технологии можно только с помощью кадров, которые являются носителями современных знаний, способных применить их на практике.

– В области много средних специальных заведений. Вы предлагаете скооперировать их с вузами?

– Конечно. Среднее специальное образование должно базироваться на высшей школе, чтобы преподаватели вузов несли знания в техникумы и колледжи. Тем самым можно решить несколько проблем: улучшить качество обучения, в техникумах готовить потенциальных студентов, создать преемственность в обучении, и самое главное –станет легче прогнозировать и планировать подготовку специалистов для нужд региона в рамках единого учебного процесса.

– А есть ли примеры успешного взаимодействия вуза и техникума?

– Можно назвать Тутаев­ский филиал Рыбинской авиационно­технологической академии, который был создан по инициативе гендиректора Тутаевского моторного завода Александра Малова. Там я преподавал несколько лет. На базе филиала создан колледж, который готовит специалистов технического и экономического плана. Вместе они закрывают 70 процентов потребности в среднем специальном и выс­шем образовании в Тутаев­ском районе. Есть другие примеры в области. В Ярославском государственном техническом университете есть архитектурно­строительный факультет, в городе работает градостроительный колледж. Что мешает объединить их или, по крайней мере, согласовывать их учебные процессы.

– Цель реформы высшего образования состоит в том, чтобы переложить затраты по содержанию вузов с плеч бюджета РФ на потребителя, то есть студента. Зачем вмешиваться региону, пусть родители платят, копят деньги, берут кредиты...

– Действительно, рано или поздно мы придем к тому, что придется платить за получение высшего образования. Но не все жители области могут позволить себе оплатить обучение ребенка. Поэтому нужно иметь в Ярославской области бюджетный вуз. Господдержка позволит талантливым молодым людям получить высшее образование, невзирая на благосос­­тояние их семьи. Таким образом реализуется принцип равности доступа к образованию в стране. Главным критерием при этом останется критерий таланта.

– Готова ли областная власть выделять деньги на развитие высшего образования. Бюджет региона на 2007 год принят с гигантским дефицитом...

– Безусловно, необходимо вначале понять ситуацию и расставить приоритеты. Проблемы с формированием бюджета возникают потому, что пока не создана концепция комплексного социально­экономического развития региона. И даже, если она появится, нужна политическая воля, дабы действовать в соответствии с выбранной стратегией.

К примеру, областные власти заплатили 3 млн. рублей за концепцию модернизации ЖКХ региона. Но деньги в бюджете области на 2007 год выделены совсем на другие объекты. Нужно реформировать так, чтобы не было скачкообразного повышения цен, чтобы затраты коммунальщиков снижались, а не повышались. Объекты, которые после модернизации начинают давать прибыль, в принципе нельзя финансировать из бюджета, надо находить частных инвесторов. Можно, например, зафиксировать тарифы для населения на несколько лет. Если в результате инвестиций резко упадут затраты, то это будет прибыль частника, которую можно инвестировать в новые проекты.

Если мы хотим реформировать ЖКХ, нужно установить прозрачные правила игры, которые должны стимулировать привлечение капиталовложений, чтобы потенциальный инвестор знал, во что он будет вкладывать деньги. Для проведения реформы ЖКХ тоже нужна политическая воля. Пока мы судим да рядим, тарифы будут расти в январе каждого года на 20 процентов, а недовольные люди – выходить на улицы.

– Разве можно этого избежать?

– Вполне. Так, например, происходит в Тутаеве. В прош­лом году тариф на жилищно­коммунальные услуги вырос примерно на 4 процента. Этого удалось достичь не за счет сбрасывания убытков на коммунальные предприятия, а за счет реформирования ЖКХ. Сделана ставка на проведение капитального ремонта жилого фонда, межквартальных коммуникаций, а также оптимизацию теплоснабжения района. В результате, три года назад в Тутаеве было до 480 жалоб в месяц на коммунальные проблемы, сейчас только 50.

– Вы призывали потратить 30 процентов бюджета области на развитие. А кто должен решить, каким отраслям они достанутся? Куда пойдут эти деньги?

– На мой взгляд, нужно в первую очередь модернизировать инфраструктуру – дороги, инженерные сети, всемерно развивать региональную энергетику.

Кроме того, следует гораздо более активно участвовать в реализации национального проекта «Доступное и комфорт­ное жилье – гражданам России». Также необходимо строить жилье за счет бюджета. Эта мера, кроме снижения социальной напряженности в регионе, приведет еще к уменьшению темпов роста стоимости жилья, как это произошло в Татарстане.

– Получается, что слушания по высшей школе – только начало работы облдумы по стратегическим вопросам развития области. И все­таки какой результат слушаний вы ожидаете?

– Мы должны сформулировать позицию депутатского корпуса по развитию высшего образования и донести ее до исполнительной власти. Губернатор Анатолий Лисицын активно этим занимается. Безусловно, на каком­то этапе ему все равно потребуется поддер­жка областной Думы в его действиях по реформированию высшего образования.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2z7o/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость