Главное:
МИН
-

То ли гроза, то ли эхо прошедших реформ

ПРОЩАЙ, РЕФОРМА!

Общий смысловой подтекст пресс-конференции можно кратко выразить так: «Реформа образования фактически окончена». Так и было сказано уважаемой Татьяной Александровной:

– Уже седьмой год в области идет процесс модернизации системы образования. Он идет и будет идти в мягком режиме. Это уже не реформа. Областная программа «Образование-2007 – 2008» никаких революционных скачков также не предполагает.

Вечный, животрепещущий вопрос о, мягко выражаясь, скромной учительской зарплате, кажется, считается уже решенным. Все педагоги общеобразовательных школ в этом учебном году будут получать деньги по новой системе, то есть пожнут щедрые и окончательные плоды реформы. Новая (не по тарификационной сетке) система оплаты с 1 сентября введена также в коррекционных школах-интернатах, учебно-методических центрах – одним словом, во всех образовательных учреждениях, подчиненных департаменту образования. Золотой дождь надбавок не пролился пока что только над техникумами, но и им к концу года можно ждать радостных известий – председатель правительства области Ирина Скороходова уже дала задание всем имеющим отношение к учебе ведомствам «подтянуться».

Намного ли потяжелеют учительские кошельки? По прогнозам департамента, первая в новом учебном году зарплата у всех до единого учителей повысится как минимум на 400 рублей (10 – 15 процентов). Конечно, при современном уровне инфляции это повышение можно считать просто индексацией прежнего жалованья, но на войне и поросеночек – божий дар. Правда, зарплата особо отличившихся педагогов может возрасти процентов на 40. Будут доплачивать за классное руководство. Обещают преференции-надбавки в первые 5 лет работы молодым специалистам.

Сняли все препоны для карьерного роста – аттестоваться на повышение класса можно хоть через два года работы. Разница в оплате за классность не как прежде – 200 рублей, а 500 за вторую категорию, тысяча – за первую и две – за высшую. Все в сумме позволит поднять средний учительский доход с 7245 рублей в месяц (прошедший год) приблизительно до 9 тысяч.

Но, несмотря на это фантастическое обогащение, престиж профессии учителя расти упорно не желает! Сама же Татьяна Степанова и отметила, что в Ярославле и Рыбинске не хватает учителей физкультуры и иностранных языков. Первые норовят при первой же возможности уйти из школ в охранные агентства, а вторые – в офисные переводчики. И этот печальный факт исчерпывающе отвечает на вопрос: что же все-таки растет быстрее – зарплата учителя или реальная стоимость жизни?

ВСЕ КАК У БОЛЬШИХ –СОБСТВЕННЫЙ ЕГЭ

Усиление контроля за качеством образования – вот вторая (после денег) по важности задача, стоящая перед нашими чиновниками. Есть идея наладить постоянный мониторинг, по-русски – непрекращающуюся проверку этого самого качества. О каком качестве образования может идти речь, например, в Мышкинском районе, где в некоторых школах по 7 – 8 учеников, а один учитель ведет по 4 предмета, – вопрос отдельный, но следить за качеством все равно хочется.

Что такое «непрерывный мониторинг» – наверное, годика через три смогут объяснить специалисты, а пока в 9-м классе вводится ЕГЭ. Правда, местный вариант, он так и называется – «малый государственный экзамен», этакий ЕГЭ местного производства. Отличие его от «большого», федерального, в том, что писать ответы на присланные из Москвы тесты школьникам придется не на «сборных пунктах», а в родных классах, и проверять работы будут не московские учителя, а педагоги из других ярославских школ.

По мнению Татьяны Степановой, успешно проведенный в Переславле-Залесском экспериментальный «малый ГЭ» означает, что ЕГЭ для девятиклассников – идея хорошая. Рядовые учителя (особенно по русскому языку) с некоторой тревогой отмечают, что в реальности «малый» ЕГЭ сдавать гораздо труднее, чем «большой». А Министерство образования не дремлет – несмотря на неутихающую критику «единого», сейчас прорабатывается вопрос о введении в 11-х классах ЕГЭ по химии и иностранному языку. Официального решения еще нет, но каким оно будет – угадать нетрудно. И зубрить накануне «вновь прибывших» экзаменов в 11-м классе придется многим. С этого года любой ученик, желающий покинуть стены родной школы после 9-го класса, не получит на руки документов, если не докажет, что куда-либо поступил учиться.

БЫЛА ЛИКУЛИКОВСКАЯ БИТВА?СТАВИМ НА ГОЛОСОВАНИЕ!

Острейшей остается проблема учебников, точнее – их содержания. Многим школам, закупившим большие партии учебников, как снег на голову свалились циркуляры из Министерства образования. Москва извещает, что по закупленным учебникам учиться нельзя и придется покупать другие. А уж то, о чем написано (или не написано) в современных учебниках истории России, – это тема скандала, не первый год бушующего по всей стране.

Татьяна Степанова обещала «взять на себя ответственность» и не допустить перезакупок учебников, что бы там ни требовали федеральные чиновники. Но если с химией, математикой и литературой еще можно что-то понять, то история как наука политическая страдала, страдает и страдать будет. Похоже, что наилучший для родителей выход – рассказывать своим чадам о прошлом своей страны дома.

– Проблема учебников истории – это проблема не Ярославской области, а всей России. Какого-то периода истории в них зачастую нет, и хотелось бы, чтобы его и вовсе не было, – вот как обозначила проблему Татьяна Степанова. И добавила: – Наша область является экспериментальной в разработке так называемых стандартов второго поколения. Мы ждем мнения наших, ярославских, учителей-практиков.

Невольная гордость охватывает – решат, скажем, рыбин-ские учителя, что не надо о культе личности или об афганской войне в учебнике поминать, и вычеркнут!

ТОЛЬКО НЕ СЖАТАПОЛОСКА ОДНА...

Поводов для ликования в новом учебном году не перечесть. Пять новых школьных автобусов! Интернет во всех школах! Замена или докомплектация компьютеров 2001 года! Школам, в которых нет стационарной телефонной связи, купят сотовые! 16 учителей получат к Дню учителя премии по 100 тысяч! Пожарная сигнализация с системами оповещения установлена в 144 школах и т. д. и т. п. Увы, в центре лучезарной картины тотальных успехов на ниве образования есть черное пятно. Это – село. 60 процентов школ области (250) – сельские, и все они – малокомплектные (в школе нет, например, пятого класса).

В 10 сельских районах, фактически повсюду в области, сельские учителя не имеют возможности зарабатывать больше, им не дают дополнительных часов, поскольку учить некого. Как закрывать эти школы – непонятно, потому что дети до 11 лет по чисто физиологическим причинам не могут ездить на школьном автобусе за тридевять земель. Число школьников на селе сокращается, их всего 17,5 процента от общего числа учеников, но учить детей все равно надо.

ДЕТИ – ЦВЕТЫ ЖИЗНИ!НУЖДАЮТСЯ В ГОРШКАХ

Первого сентября 2007 года за парты сели на 66 тысяч (!) детей меньше, чем в 2001-м, на заре реформы образования. Однако впервые за последние семь лет первоклассников стало больше почти на 9 тысяч! Естественный процесс относительного роста жизненного уровня горожан породил хоть скромненький, но все-таки бэби-бум, и у департамента образования сразу началась новая головная боль – острая нехватка мест в детских садах.

Сегодня работает региональная целевая программа по дошкольному образованию. 15 ранее отданных другим хозяевам зданий вновь преобразованы в детские сады. Три новых садика строятся в Ярославле, по одному – в Красных Ткачах, Некоуз-ском и Некрасовском районах. В уже работающих детсадах комнаты психологов, залы, чуть ли не кладовые отдают под дополнительные группы. На селе за малышами присматривают прямо в школьных зданиях. И несмотря на все старания, 4600 семей в этом году не смогли отдать своих детей под крыло воспитательниц и нянь – нет мест, зовите бабушек на помощь.

Этот наплыв будущих учеников – радость для всех, в том числе и для авторов реформы образования. Вот только они-то здесь при чем? На этот вопрос школьная программа не отвечает.

Конституция

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp