Главное:

Сыновья капитана Белкина

Белкино – местечко, расположенное на берегу Которосли недалеко от Кормилицина. У многих оно ассоциируется с прекрасным отдыхом на турбазе. Более ста лет назад здесь было родовое гнездо первых русских «капитанов Немо», положивших свои силы и жизни в становление российских субмарин.

В 1862 году очарованный красотой здешних мест тридцативосьмилетний герой Крымской войны отставной капитан­лейтенант Михаил Федорович Белкин приобрел у нескольких ярославских землевладельцев наделы по обеим сторонам Которосли. Построил усадьбу. Здесь родились его сыновья – Федор и Николай. С ранних лет отцовские рассказы о море, Синопском сражении, обороне Севастополя сопровождали мальчишек. И неудивительно, что они решили стать морскими офицерами. Братья поступили в Морской корпус, самое знаменитое учебное заведение России.

В конце 1903 года в состав флота вошла первая построенная на отечественном заводе боевая единица подводного флота – миноносец № 150, более известный как «Дельфин». Успешные испытания доказали возможность строительства подлодок на отечественных заводах. Грянула русско­япон­ская война. Командиром четвертой лодки в серии «Налим» был назначен лейтенант Федор Белкин. В декабре он вместе с кораблем по железной дороге прибыл из Санкт­Петербурга во Владивосток, где создали первое соединение подводных лодок. 23 декабря 1904 года (старый стиль) командир Владивостокского порта контр­адмирал Н. Р. Греве издал приказ: «Впредь до распоряжений лейтенант Плотто назначается начальником отдельного отряда миноносцев, лейтенант Белкин – ротным командиром их команд». Первые плавания начались уже с середины февраля 1905 года. Они были непродолжительные и недалекие, но тем не менее даже эти неуклюжие корабли сыграли значительную роль в русско­япон­ской войне.

В марте 1907 года в Ревеле (Таллин) было создано первое регулярное формирование подводных сил России – учебный отряд подводного плавания. Во главе его стал бывший командир порт­артурского броненосца «Ретвизан» контр­адмирал Эдуард Николаевич Щенснович. Он отобрал в свой учебный отряд семерых офицеров и двадцать матросов, руководствуясь такими критериями: «Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть высоко нравственный, непьющий, бравый, смелый, отважный, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело». В эту великолепную семерку первых офицеров­подводников были зачислены братья Белкины.

Далее пути их расходятся. Федор назначен помощником начальника гидрографической экспедиции Байкальского озера и уходит с ней в поход. Николай около двух лет служил в должности старшего офицера учебного судна «Хабаровск» (плавбаза отряда) и одновременно заведовал обучением по управлению подводными лодками.

Весной 1908 года из­за осложнений с Турцией в Севастополь из Либавы перевезли три подводные лодки – «Карп», «Карась», «Камбала». Они присоединились к двум другим лодкам – «Лосось» и «Судак» – и образовали отряд подводного плавания Черного моря. Возглавил его прибывший с Балтики вместе с субмаринами капитан­лейтенант Николай Белкин.

Считалось, что подводная лодка может действовать только днем, так как ночью она не увидит цель в перископ из­за слабой оптики. Доказать обратное решил наш земляк. Николай Белкин вызвался провести учебную атаку. Когда эскадра возвращалась в главную базу с маневров, ее атаковала у входа в южную бухту дежурная лодка «Камбала» под коман­дованием лейтенанта Михаила Аквилонова. «Камбала» успешно «поразила» голов­ной броненосец «Пантелеймон» на створе Инкерманских маяков, условно выпустив единственную свою торпеду. Но вдруг ошибочно переложила «право на борт» и попала под таран броненосца. Субмарина с двадцатью моряками, где был и капитан II ранга Белкин, затонула на глубине 58 метров. Спасли только одного человека – командира лейтенанта Аквилонова, его при ударе выбросило с мостика.

Военно­морской суд признал командира «Камбалы» виновным в неосторожном сближении с кораблями эскадры и вынес мягкий приговор: «...Подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства». С решением суда Аквилонов не согласился и трижды апеллировал к царю с просьбой ужесточить приговор, так как считал себя виновным в гибели экипажа. Николай II лишил его звания, орденов, дворянства, всех прав и преимуществ.

Гибель «Камбалы» потрясла всю страну. В Николаевском адмиралтейском соборе в Севастополе прошло отпевание офицеров Н. М. Белкина и его помощника мичмана Д. А. Тучкова. На нем присутствовало все командование флота, гарнизона и начальство города. После отпевания тело Николая Михайловича было привезено в Ярославскую губернию в родовое имение. Он похоронен рядом с отцом контр­адмиралом.

Другой брат, Федор Михайлович Белкин, в 1908 – 1910 годах находился в экспедиции, а затем был назначен командиром транспорта «Хабаровск» и одновременно начальником 1го дивизиона подводных лодок Балтийского моря. Затем мировая война, революция, гражданская война, и след его теряется...

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n306e/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость