Главное:

Первый урок мира и дружбы

Я думаю, что мне очень повезло – жизнь сполна подарила роскошь человеческого общения, о которой писал Экзюпери. Сначала это был Московский университет, когда началась волна интереса к нему во всём мире, и множество молодых людей из разных стран прибыли на учёбу в Москву. Про наши республики и говорить не приходится – сотня разных национальностей собиралась в аудиториях на Моховой.

Новый высотный дворец МГУ ещё только строился, и мы все ездили на комсомольские субботники на Ленинские горы. А жили в старом общежитии на Стромынке, с его длинными коридорами-каре, просторными комнатами. На разных курсах моими соседками были словачка, кореянка, венгерка, немка, киргизка, азербайджанка, молдаванка. Комсомольским поручением было помочь адаптироваться в университете корейцу Ким Ди Ену, который прибыл к нам прямо с фронта, знал всего несколько русских слов, а я ему должна была разъяснить, что это за «каурая кобылка» в древнерусской литературе. На последнем курсе мы праздновали свадьбу чешки и болгарина, рождение их дочери, которую по общему желанию назвали Мирославой.

Едва начав работу в ярославской газете «Юность», по направлению обкома комсомола вместе с первым секретарём Тутаевского райкома Валентиной Озимовой уехала в Центральную комсомольскую школу в Вешняки. Снова уже знакомая и прекрасная обстановка дружбы, соприкосновение с жизнью граждан других, малоизвестных стран, с их характерами, традициями, обычаями. Нашей соседкой оказалась албанка Вера Нура, а через неё мы особенно сблизились с группой из Албании – страны горных орлов. Да и с другими студентами сложились добрые, продолжительные контакты.

Накануне экзаменов группе слушателей предложили остаться для работы на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Мы приняли это как настоящую награду и удачу. Мне выпало отвечать за организацию встреч по интересам для румынской делегации.

Из Вешняков переехали в школу на Садовом кольце. А местом моей работы стала гостиница «Ярославская» на ВДНХ.

Мы уже знали, что Москва будет встречать 30 тысяч делегатов из 120 стран, 70 тысяч гостей пришлют республики Советского Союза. Наша гостиница предлагалась для румын и делегатов африканского континента. В микрорайоне расставлялись огромные армей-ские палатки – там будут питаться делегаты. В центре – место для поваров, ниже – огромный круглый шведский стол с невероятным разнообразием блюд. Выбирай, что хочешь в любом количестве. По окружности – столы для посетителей. Всё – бесплатно. Каждому делегату и работнику фестиваля были выданы гостевые книжки с рисунками-знаками услуг, которые бесплатно предоставляются в гостиницах и микрорайоне: столовая, парикмахерская, медицинская помощь, ателье, сапожная мастерская...

Москва никогда не видела такого количества африканцев. Это даже вызвало некоторую оторопь среди делегатов других стран. В первые дни к высоким, необычно одетым девушкам и юношам наши соотечественники приближались нерешительно. Во время обедов держались в стороне. Нам, общественным работникам, было рекомендовано проявлять к чернокожим гостям особое внимание и, в частности, обедать рядом с ними. А вскоре мы заметили, что гостиница «Ярославская» пользуется повышенным вниманием белокожих красавиц. Во время дежурства нам приходилось проявлять чудеса бдительности, чтобы защитить гостей от слишком пристального внимания посетительниц.

В гостинице старательно готовились к приезду делегатов. Помню, как накануне их появления пришло распоряжение – застилать кровати не просто новым бельём, но и без швов на простынях. В холлах ставили столы для переводчиков и дежурных с объявлениями на всех языках.

Для транспортного обслуживания групп были дополнительно привлечены сотни шофёров из прилегающих к Москве областей. Многие водители не знали столицу. Поэтому нам заблаговременно надо было уточнить все адреса, наметить точные маршруты. Никогда, даже в годы учёбы в МГУ, я так не знала московские улицы: где только ни готовились принимать филателистов, любителей фотографов, авиамоделистов, эсперантистов, рыбаков, радиомоделистов, руководителей молодёжных клубов.

А в это время по всей стране проходила фестивальная вахта. В «Юности» в каждом номере сообщалось: до фестиваля месяц, неделя, пять дней. К границе СССР приближалась международная эстафета дружбы, прошедшая через двадцать стран. На границе её встречали члены Международного комитета фестиваля, советские спортсмены. В день открытия с бело-голубыми флагами они въехали на поле Лужников.

К Москве шли фестивальные поезда. Через Ярославль проезжали делегации Индонезии, Австралии, Вьетнама, Новой Зеландии и других стран с экзотическими названиями. Их встречали как долгожданных друзей, все понимали друг друга, общаясь улыбкой, рукопожатием, словами «мир», «дружба». 130 участников фестивальных мероприятий и 800 экскурсантов отправила в Москву наша область.

В Москве накануне открытия фестиваля прошла генеральная репетиция. Мы ехали в открытых машинах своих делегаций и чувствовали, как радушно и взволнованно приветствовали колонну москвичи. На центральном поле в Лужниках нам показали, где разместятся наши делегации, ещё раз разъяснялся регламент открытия.

И вот этот день наступил. Процедура открытия задержалась на час – виноватыми оказались... москвичи. Два миллиона человек вышли на улицы и площади по 15-километровому маршруту колонны, шедшей за сорока вестниками – спортсменами на белых мотоциклах. Автомобили засыпали цветами, делегаты на разных языках кричали «Здравствуй, Москва!» Трибуны стадиона были украшены словом «мир» на всех языках. Фанфары возвестили начало праздника. Сорок тысяч белых голубей взмыли в небо...

О двух московских фестивальных неделях снято множество документальных фильмов, напечатаны тысячи репортажей во всех газетах мира. Москов-ские массовые праздники стали эталоном организации таких мероприятий: большой карнавал, водный праздник, день работников сельского хозяйства, день девушек, день советского балета, парад национальных костюмов, митинг на Манежной площади «Нет атомной бомбе!»

И притом ежедневно по 350 – 400 мероприятий, встречи по профессиям, семьсот концертов, двадцать художественных конкурсов...

– Фестиваль – это урок мирного сосуществования, –помню, сказал на пресс-конференции своей делегации секретарь ЦК Союза трудовой молодёжи Румынии Вирджил Трофин.

Каждый день, каждая минута из тех двух недель показывали, как прекрасна жизнь в атмосфере дружбы, как легко сплетаются в эмблеме фестиваля разноцветные лепестки разных культур, характеров, талантов. Вот уж когда было наглядно видно, что ни цвет кожи, ни язык, ни место проживания не мешают укреплению дружбы, симпатии, интереса.

Фестивальные дни совпали с 12-летием бомбардировки Хиросимы. И когда на Манеже выступала японка Хисако Нагата, пострадавшая в атомной атаке, кажется, затаила дыхание вся Москва. А потом также серьёзно слушала Пятую симфонию Бетховена, которая транслировалась по всей столице.

День-праздник каждой делегации становился путешествием в неизвестную страну. До сих пор помню выступление лучшей танцовщицы Египта Наимы Аскеф – как будто нильская волна пронеслась через переполненный летний театр парка имени Горького. А в день цирка по улицам важно прошёл индийский слон Пунги, которого сопровождали маленькие дети дрессировщика – ещё вопрос, кто кого вёл. На концерте чилийского мимического театра университета Сантьяго не надо было переводчиков – зрители умирали от смеха.

На бал в Кремль наши красноперекопские танцоры приехали прямо с концерта в костюмах «Пурги» – оказались в центре внимания. А оркестр народных инструментов пед-института под руководством Василия Мичурина стал открытием не только для алжирцев и австралийцев, но, кажется, даже и для москвичей.

Католики, социалисты,христианские демократы, коммунисты... Четыре тысячи представителей разных национальностей, конфессий, политических партий, приглашённые на приём в Кремль, говорили об одном, о самом главном – возможности и счастье самовыражения каждого человека, каждой нации в атмосфере содружества государств.

А сто медведей-сувениров, изготовленных комсомольцами-автозаводцами, разъехались по всему миру и, наверное, живы там и сейчас – сталь долговечна.

Торжественно и немного печально прошло закрытие фестиваля. Улетели голуби, за-молкли фанфары. Делегаты увезли с собой незабываемые воспоминания и адреса друзей.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2zaz/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость