Главное:

Ярославль готовился к вторжению

Непредсказуемая в руках мастера, как загадочная русская душа, балалайка до сих пор не прекращает восхищать ценителей народного творче­ства. С первых лет своей жизни она буквально очаровала паренька из северной российской глубинки Толю Елфимова. И, начиная с музыкального училища, балалайка навсегда вошла в его жизнь.

Он осторожно брал её в руки, нежно перебирал струны. Она звучала, а он часами заворожённо слушал её. И как­то сами собой возникали в голове картины из русской жизни, полотна неповторимой красоты русской природы.

Педагоги Архангельского областного музыкального училища не могли не отметить «нешкольное» отношение юношы к обучению. Уже на первом курсе он стал солистом оркестра своего училища.

Анатолия Елфимова пригласили в концертную бригаду, которая обслуживала команды рыболовецких судов. С особым удовольствием моряки слушали выступления Анатолия. Родной голос балалайки растапливал далёкие от сантиментов муж­ские сердца рыбаков. Часто слышалось:

– Пусть паренёк ещё сыграет.

Вскоре «цыганская почта» разнесла по городам и весям добрую молву о нём как о талант­ливом музыканте­балалайщике. В газетах появились заметки, фотографии. А педагоги музучилища рекомендовали Анатолию, единственному с курса, продолжить обучение в Ленин­градской консерватории.

Северная столица дала ему не только академическое образование, но и импульс к дальнейшему творчеству.

По окончании консерватории Анатолию нетрудно было сделать выбор. Он давно понял, что вдохновение ему дарит общение с исконно русской стариной. Вот почему Елфимов уверенно выбрал для работы и местожительства Ярославль, где сияют на солнце купола церквей и храмов, величаво течёт матушка­Волга, в пределах которой на протяжении многих веков «кипела» история, формировалась русская нация.

В 1971 году деятельность педагога Ярославского музыкального училища Анатолия Ивановича в нашем городе нашла благодатную почву. Для города он стал кладом не только как талантливый учитель, но и как великолепный музыкант. ЦК проф­союзов не раз отправлял талантливого балалайщика давать концерты в страны Европы – Англию, Германию, Францию, Италию...

Очередной концерт оканчивался неминуемым успехом. Ярославской делегации нередко доводилось проходить сквозь ликующую публику.

– Гранд­маэстро! – кричали солисту­балалайщику и дирижёру оркестра русских народных инструментов темпераментные итальянцы. Это Анатолию Ивановичу Елфимову.

Искушённый вкус европейцев тонко чувствовал мощь и богатство русской национальной культуры. Даже скупые на похвалу СССР газеты не могли не восхититься талантом музыкантов, прибывших из далёкой «Сибири». Их с почётом встречали и в тронном зале королевы Англии, и в парламенте США.

Но за всем этим не забывал Анатолий Иванович своего главного предназначения: обучать профессиональному музыкальному исполнению молодёжь. Сколько их, девчат и парней, прошло через его распахнутую душу – не сосчитать! Так, Владимир Кондратьев, выпускник Гнесинской академии, сейчас руководит собственным ансамблем в Израиле. Андрей Борисов, окончивший Санкт­Петербургскую консерваторию (которую оканчивал когда­то его учитель!) основал свою школу русского народного инструмента. Этот список можно продолжать и продолжать. Скорее закончится бумага, чем имена и замечательные успехи «птенцов Елфимова».

И сегодня на всевозможных конкурсах юных исполнителей мы видим блистательные выступления талантливых учеников Анатолия Ивановича. Сейчас на их счету более шести десятков побед. Так, Анна Степанова – обладательница международной премии «Учитель и ученик» имени М. Ф. Рожкова, Ирина Попова является лауреатом международной премии «Красный сарафан». Юрий Корольков стал победителем малых Дельфийских игр и обладателем гранта «Молодые дарования России».

Вот почему никто не поспорит, что высокий уровень игры на балалайке в Ярославле – это несомненная заслуга человека поразительной энергии, автора новаторских методик, заслуженного работника культуры, обладателя медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2­й степени Анатолия Ивановича Елфимова.

Одна из учениц маэстро перевела его книгу с методическими рекомендациями на английский язык. Сейчас по ней занимаются балалайщики в США и других странах мира.

Как же достигает Анатолий Иванович подобных результатов? Если коротко, то он пытается добиться от своих учеников, чтобы они не следовали формальным принципам техники исполнения, а чувствовали себя творцами.

– Постарайтесь нарисовать для себя, – неустанно повторяет он, – то, что видите и чувствуете, слушая мелодию. Без её понимания не добиться виртуозного исполнения.

Певец Борис Штоколов, «последний из могикан» советской эстрады, с которым Анатолий Иванович выступал в Сицилии и на Мальте, искренне высказал Елфимову своё уважение: «В вас большой талант есть. Вы великий мастер! Берегите балалайку – самый главный инструмент нашего народа...»

Так без чего не представить русскую душу?

– Конечно же, без примадонны народной музыки – балалайки!

Чтобы ещё долгие годы мы могли слышать подобный ответ, чтобы в пучине будничных дел и рыночных отношений не исчезла самобытная культура русского народа, Анатолий Иванович Елфимов со своими учениками свято хранят её музыкальные традиции.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2z9w/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость