Главное:

Из личного опыта

В 1956 году в 4-м отделении милиции заместителем начальника по оперативной работе был Дмитрий Александрович Большаков – легенда ярославской милиции, один из первых моих учителей. Кстати, у него, почти как у Жеглова, было любимое выражение «Пусть сидит!»

Припоминается уголовное дело по группе «Короля», которое мы расследовали под руководством, контролем и с помощью Большакова.

Небольшая устойчивая преступная группа, костяк которой составляли ранее судимые Королёв и Хорев, а помогали им Валентина Чикина и Людмила Крашенинникова, просуществовала примерно полтора месяца. За это время она совершила 12 преступлений, почти все – грабежи.

«Работали» они в микрорайоне «Градусова» в вечернее и ночное время. Нападали на мужчин разного возраста. Выбирали тех, что были в нетрезвом состоянии, такие, как правило, не оказывают сопротивления нападающим. Причём в ряде случаев потерпевшие были настолько пьяны, что нападение превращалось в игру «кошки-мышки», так как усилий по завладению чужим имуществом не требовалось.

Главной особенностью этой компании было участие во всех эпизодах всех членов группы. Имело место стабильное, чёткое распределение обязанностей. Девушки начинали, завлекая, отвлекая, заводили куда-то (за угол дома) потерпевших. «Король» «арканил». Метод был, как правило, один и тот же – «Аркан», то есть «Король», был высокого роста и сзади со спины плотно обхватывал шею намеченной жертвы согнутой, так сказать, на «ключ» рукой, чаще правой, лишая таким образом человека возможности повернуть голову, увидеть нападающего и оказать посильное сопротивление. Хорев срывал с жертвы шарф, пиджак, головной убор, рубаху, но главным образом, наручные часы, и вся группа разбегалась в разные стороны. Всё награбленное быстро продавалось, деньги пропивались.

В первой же оперативной информации, полученной нами, сообщалось, что «Король» организовал группу, совершавшую грабежи. Потребовалось немало усилий, чтобы установить Королёва, а в числе его тесных связей Хорева, Крашенинникову и Чикину, продавшую на Москов-ском вокзале кому-то из уезжавших краденые наручные часы. Было принято решение задержать Чикину с обыском, создать для соучастников видимость, что она даёт правдивые показания, а затем также с обысками задержать остальных.

При задержании Королёва у него изъяли похищенные часы. Нарушив им же установленные требования о сбыте похищенного, «Король» пожадничал, оставил их у себя – уж очень красивые. Именные были часы. Нам же легче стало изобличать грабителей.

После «снятия» группировки на какой-то период наступало, с позволения сказать, «затишье», а потом вновь появлялась группа преступников и начиналась работа по ее обезвреживанию. Причём в каждом деле была своя специфика: количество участников, район совершения, методы и т.д. Так что надолго расслабиться сотрудникам милиции не доводилось.

Бытуют разнообразные суждения о преступниках, правдивые и не очень. Например, об их доброте или о непреодолимом желании вновь побывать на месте преступления. Это, надо сказать, не совсем верно, но пара подобных случаев в моей практике была.

В числе расследуемых мной уголовных дел в бытность следователем следственного отдела УВД области находилось дело по обвинению Германа Смирнова в совершении грабежа на катке. К уголовному делу Смирнова был приобщён приговор суда о его прошлой судимости. Согласно последнему, Герману было 16 лет, когда он проиграл в карты 150 рублей и, не имея этой суммы, решил совершить преступление. Возле продовольственного магазина у «Градусова» в вечернее тёмное время Смирнов вырвал у женщины сумку, вынул из неё бывшие там 300 рублей, отсчитал 150, остальные вернул потерпевшей, то есть он взял ровно столько, сколько ему было нужно для возврата долга!

В другой раз в женский праздник 8 Марта около 11 часов в дежурную часть Ленинского РОВД поступило сообщение о том, что в общежитии строителей в доме № 25 по улице Белинского убили парня. Не прошло и пяти минут после этого, как оперативная группа была на месте.

Праздник, предобеденное время, общежитие. В вестибюле народу, как говорят, не протолкнёшься. Среди этой массы людей на полу полуобнажённый, без рубахи, труп молодого человека. Проводить осмотр в такой обстановке было почти невозможно, и мы подрастерялись.

Но тут толпа расступилась и на середину вестибюля вышел начальник УВД – полковник милиции И.Я Корчма. Поняв наше состояние, Иван Яковлевич спокойно вынул из кармана записную книжку, авторучку и сказал, обращаясь к присутствующим: «Кто будет нам свидетельствовать?» Обстановка сразу начала меняться. Люди стали расходиться, далеко не многие изъявили желание стать свидетелями.

Коротко переговорив со мной как со старшим опергруппы, полковник сказал: «Работайте!» – и уехал. Параллельно с осмотром группа устанавливала очевидцев преступления. К концу дня была ясна почти полная картина события. Уже ночью установили, а наутро задержали убийцу – Самолётова, который на допросе показал, что во время осмотра места происшествия, желая убедиться в последствиях содеянного, крутился в толпе зевак. Это подтверждали и другие свидетели.

А еще хотелось бы отметить, что в работе любого профессионала, а я могу себя отнести к этой категории сотрудников, главное не только результативность. Не меньшее значение имеет и та оценка, которую дают твоей работе не столько представители руководства, сколько люди, ради которых мы и работаем.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2z7l/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость