Главное:

Первый джентльмен России

КАК РОДИЛАСЬ ИЗВЕСТНАЯ ТРИЛОГИЯ

В 1900 году Александр Васильевич побывал в Ярослав­ской губернии последний раз – на 150­летии Волковского театра, которое отмечалось премь­ерой спектакля по его пьесе «Свадьба Кречинского». Здесь впервые за все свои восемьдесят лет автор пьесы вышел кланяться к публике. А публика неистовствовала, устроив овацию стоя, и никак не могла остановиться – Сухово­Кобылина вызывали на сцену четыре раза. «Меня нигде не встречали так тепло, как в Ярославской губернии», – признавался потом драматург своим друзьям.

Знаменитая трилогия «Картины прошедшего» сегодня актуальна так же, как пьеса Гоголя «Ревизор», и по художественному уровню ничем ей не уступает. Три пьесы – «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» – о человеческой низости, о предательстве и продажности, о беззащитности честных людей и всевластии чиновников­взяточников. «Было на землю нашу три нашествия: набегали татары, находил француз, а теперь чиновники облегли; а земля наша что? И смотреть жалостно: проболела до костей, прогнила насквозь! Продана в судах, пропита в кабаках и лежит она на большой степи неумытая, рогожей укрытая, с перепою слабая».

«Свадьбу Кречинского» практически мгновенно поставили на сценах буквально всех театров России. Реплики героев тотчас полюбились зрителям и читателям, легко вошли в разговорную речь, использовались в романах и пьесах, в фельетонах и пародиях. «Свадьба Кречинского» удостоилась подражаний и продолжений – высшей степени популярности художественного произведения.

Но главное продолжение, драму «Дело», написал сам Сухово­Кобылин. Печальная и трогательная история с несостоявшейся свадьбой Кречин­ского превращается в настоящую трагедию, когда Лидочку и её отца затягивает в беспощадную бюрократическую машину. Механизм действия чиновничьего аппарата прописан в самом начале пьесы в классификации взяток, описанной Кречинским: «Производится она [взятка] по началам и теории Стеньки Разина и Соловья­Разбойника; совершается она под сению и тению дремучего леса законов, помощию и средством капканов, волчьих ям и удилищ правосудия, расставляемых по полю деятельности человеческой, и в эти­то ямы попадают без различия пола, возраста и звания, ума и неразумия, старый и малый, богатый и сирый...» В «Смерти Тарелкина» образ чиновника­оборотня, чиновника­вампира доводится до абсурда, смешного и страшного одновременно.

Сухово­Кобылин знал, о чём пишет. Трилогия создавалась в то время, когда он сам находился под следствием, которое тянулось много лет, и дважды оказывался в тюрьме. Эта трагедия тоже начиналась с очень красивой истории.

В 1841 году в Париже Александр Васильевич познакомился с модисткой Луизой Симон­Деманш. Принц и Золушка полюбили друг друга, но сказочным могло быть только начало. Уговаривая девушку приехать к нему в Россию, Александр честно предупредил, что никогда не сможет жениться на ней, но обещал заботиться. Луиза согласилась. Через некоторое время она стала хозяйкой магазина, где продавали шампанское и водку заводов Сухово­Кобылина.

В ночь на 8 ноября 1850 года Луиза Деманш ушла из дома, а на следующий день её труп нашли на Ходынском поле. Слухи и сплетни мгновенно нарекли убийцей Сухово­Кобылина – в высшем обществе было известно о его бурном романе со светской львицей Надеждой Ивановной Нарышкиной. Газеты изваляли имя Александра Васильевича в грязи, а потом за него взялись чиновники.

Сухово­Кобылина то и дело вызывали на допросы, угрожали Сибирью и каторгой, полиция постоянно следила за его домом. Именно тогда Александр Васильевич начал писать «Свадьбу Кречинского». Однако в ходе следствия подтвердилась другая версия – о том, что Деманш убили её собственные слуги. Повар, кучер и горничные сознались, что заранее разработали план убийства и вместе привели его в исполнение. Но Сухово­Кобылину до самой своей смерти так и не удалось отмыться от подозрений.

«Я ЦАРИЛ СРЕДЬ ЛЕСОВ И ПОЛЕЙ...»

В Некоузе отпраздновали 190­летие знаменитого земляка. Открылся праздник научными чтениями и выступлениями местных поэтов в центральной библиотеке имени А. В. Сухово­Кобылина.

– Одними из самых желанных и дорогих гостей были супруги Селезнёвы из Саратова, – рассказала директор библиотеки Людмила Крылова. – Они давно уже занимаются изучением биографии Сухово­Кобылина, опубликовали несколько книг о нём.

После научных чтений празднество переместилось в село Новое, в парк, на липовую аллею Сухово­Кобылина. Выступали приглашённые из Ярославля фольклорные песенные коллективы, разыгрывались отрывки из пьес драматурга.

– Когда в семидесятые годы я приехала работать в здешнюю библиотеку, я и не знала, что Сухово­Кобылин как­то связан с Некоузом, – вспоминает Людмила Дмитриевна. Вскоре в библиотеке появился ещё один новый сотрудник – Сергей Николаевич Сорокоумов. Именно он открыл для нашего края имя автора «Картин прошедшего». Он работал в архивах, нашёл документы на имение в Новом, которое принадлежало семье Сухово­Кобылиных – так всё и закрутилось, и мы начали заниматься изучением вплотную. Вскоре мы познакомились с Николаем Алексеевым, создателем музея Мологи в Рыбинске. Он тоже очень помогал нам, познакомил со многими исследователями, в том числе с Селезнёвыми.

В 1997 году был создан музей. Благодаря активности краеведов открываются всё новые факты и стороны жизни Сухово­Кобылина, его семьи и рода, генеалогически восходящего к боярину Андрею Кобыле, от которого вела свою историю и династия Романовых. Например, известно, что на первых в России скачках, организованных в 1843 году в Москве, – они назывались «Джентльменские скачки» – лошадь, наездником которой был Сухово­Кобылин, пришла к финишу первой, и Александр Васильевич получил почётное звание «Первый джентльмен России».

О его жизни в Ярославской губернии пока что известно довольно мало. Но из сохранившихся писем следует, что он здесь занимался делами по хозяйству. «Я царил средь лесов и полей, среди созданной мною природы», – писал он друзьям. Между прочим, один из героев «Свадьбы Кречин­ского» и «Дела» Муромский – ярославский помещик. В «Свадьбе Кречинского» он замечает: «Ну, нет, милостивый государь, попробовали бы вы похозяйничать у нас в Ярославской губернии, так другое бы заговорили: у нас агрономия нужна, без агрономии ничего не сделаешь. Земля белая, холодная, без удобрения хлеба не даёт».

Есть версия, что и образ самого Кречинского списан с якобы жившего неподалёку от Новинского, имения Сухово­Кобылиных, поляка Крысин­ского, карточного шулера. Однако точных подтверждений этому не найдено.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2z1k/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость